*MESOGAIA*
Imperium Internum
(РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ)


Базиль Валентин
ТРАКТАТ О МИКРОКОСМЕ
(О малой вселенной =человеческого=тела,=о=том, что в=нем =содержится, из чего оно состоит, что дает ему форму и содержание, =откуда оно исходит и куда стремится)


Александр ДУГИН
БАЗИЛЬ ВАЛЕНТИН:
"МОГУЩЕСТВЕННЫЙ КОРОЛЬ -- БЕНЕДИКТИНСКИЙ МОНАХ" Бенедиктинский монах, Базиль Валентин, живший в 16 веке, является одним из высших авторитетов в алхимическом искусстве. Причем, алхимическая традиция утверждает, что Алхимия Базиля Валентина была сугубо духовной и посвятительной, в отличии от чисто спагирических или архимических работ любителей герметического искусства, проходивших часто только на психо-материальном уровне. Знаменитый алхимик XX-го века, таинственный Фульканелли, о котором в Европе до сих пор ходит cтолько легенд, считал, что имя Базиль Валентин -- это символический псевдоним, означающий формулу: "Могущественный Король", т.е. титул высшего Адепта, с триумфом окончившего работу над Камнем. Труды Базиля Валентина вдохновляли многие поколения последующих "детей герметического искусства", большинство его текстов стали классическими в Алхимии. Огромное влияние линия Валентиновой Алхимии оказала на Теофраста Парацельса, и очевидно, тексты Валентина были известны Парацельсу еще до их публикации. Иногда Парацельса позднейшие алхимики даже упрекали в определенном плагиате, указывая на отсутствие в его трудах ссылок на Валентина. Особенно это сходство заметно в терапевтических трактатах.

Самым знаменитым текстом Валентина являются "12 ключей". Часто цитируется также "Триумфальная колесница Сурьмы" и "Трактат о происхождении 7 планет". Публикуемый нами "Трактат о Микрокосме" упоминается реже, т.к. его содержание является начальным и общеизвестным для детей Гермеса введением в Науку. Нам он представляется весьма интересным для публикации на русском языке именно в качестве краткого и ясного введения, так как русские читатели обладаеют в этой сфере чрезвычайно скудной информацией.

В "Трактате о Микрокосме" перечислены основные принципы того, что составляло сущность традиционных наук в целом, а не только Алхимии. В отличие от профанического и материального современного космоса, Космос человека Традиции -- Макрокосм -- был пронизан Духом, Мыслью и Светом. Это был живой и духовный мир. Природа и явления обыденной жизни хранили в себе тайные цепи аналогий, замыкающихся в круге божественного Откровения, полученного в Боговоплощении Сына и подтвержденного внешним миром, структурированным от века Лучами Логоса. Макрокосм человека Традиции заключал в себе не только план материальных следствий (как десакрализированная и атеизированная вселенная наших современников), но и план Причин. Этот причинный план, причинное измерение, и служили для объяснения и постижения всех вещей -- индивидуумов трех царств -- минерального, растительного и животного. И традиционные науки именно в этом сакральном, магическом плане причин полагали начало чувственных предметов.

Можно сказать, что традиционные науки -- Алхимия, Натуральная Магия, Астрология, Арифмология, Медицина и т.д. -- не были чем-то отдельным от Религии, каким-то обособленным и еретическим, побочным направлением в рамках религиозного общества. Изначально эти науки были приложениями единых религиозных принципов к различным уровням Природы, и поэтому в полноценной цивилизации традиционного типа они всегда занимали законное место в иерархии дисциплин. Лишь параллельно с низведением Христианства с уровня тотальной и всеобъемлющей Традиции до границ института, отделенного от общества в целом и озабоченного лишь догматическими и моральными проблемами, на Западе стал складываться миф о "еретичности" традиционных наук, подтверждаемый, впрочем, и значительным числом шарлатанов, дискредитирующих их своими фантазиями и обрывочными и несвязными познаниями. Ограничение институтов Церкви узким кругом проблем и деградация самих традиционных наук привели в конце концов к порождению профанического космоса с соответствующей ему профанической нетрадиционной и атеистической наукой. Постепенно и сами религиозные люди очутились вместо Макрокосма, Божественного Творения, каждой частицей своей повествующего о Славе и Совершенстве Логоса, в "Концентрационной Вселенной" (по выражению Мигеля Серрано) мертвых механических законов, в дурной бесконечности следствий, оторванных и отчужденных от своих причин. Так, помимо непосредственной прямолинейной идеологической атеизации, по религиозному сознанию был нанесен скрытый удар снизу, через десакрализацию Божьего Мира, причинный, световой план которого профанической наукой был так же жестоко аннулирован, как духовный авторитет Церкви в обществе был подорван доктринами "лаицизма" и "светского государства". Поэтому возврат к Свету Веры без обращения к Световому Космосу, который лежит между Микрокосмом-человеком и его Творцом , и без знаний о сущности традиционных наук просто невозможен.

Алхимия Базиля Валентина -- это Алхимия Христианская, ориентированная на Богопознание и Богореализацию верующего. В первую очередь, она обращена к тем, кто стремится познать таинственные нити, связывающие дольнее с горним и взойти по лестнице Иакова к Световым Регионам Мудрости, Божественной Софии. Поэтому алхимические принципы часто имеют в качестве определения слово мудрец: Камень Мудрецов, Ртуть Мудрецов, Дети Мудрецов и т.д. Христианская Алхимия -- это служанка церковной доктрины, но ориентированная к тем верующим, которые хотят уже в земной жизни заглянуть в мир "невидимых" и совершить трудный и опасный путь духовной реализации. Не случайно Духовную Алхимию часто практиковали в монастырях, да и сам Базиль Валентин был бенедиктианским монахом. Оставаясь Христианской, Алхимическая доктрина все же обращается к тем, кто рьяно стремится к духовному Знанию, не довольствуясь только Верой. И такая Алхимия, являющаяся, пожалуй, самой полной и всеобъемлющей среди всех традиционных наук, подтверждает и укрепляет Веру фактом Трансмутации - Превращения тленной и земной дольней субстанции в бессмертное и небесное, горнее "тело Славы". В Трансмутации, которая есть венец Великого Делания алхимиков, "Тело становится Духом, а Дух -- телом", что свидетельствует со всей наглядностью о Величии, Славе и Всемогуществе вездесущего Святого Духа.

Алхимия, как и все традиционные науки, часто оперирует символами, обозначающими одновременно целые цепи понятий, лучи, пронизывающие в гармонии аналогий различные уровни бытия. Символ может применяться к целым категориям вещей, имеющим сходное основополагающее качество.

Важнейшими символами Алхимии являются:

Сера (Sulphur)

Ртуть (Mercurius)

Соль (Sel)

Сера -- это активный, фиксированный принцип, жар, стабильность, мужское начало, духовный аспект существ и вещей.

Ртуть -- это пассивный, подвижный принцип, холод, летучесть, женское начало, субстанциальный аспект существ и вещей.

Соль -- промежуточный принцип, возникающий как состояние, уравновешивающее действие двух других противоположных друг другу начал.

Такое положение является самым общим и может быть сильно изменено в каждом конкретном символическом контексте, т.к. Сера может быть неочищенной, грубой, черной Серой, и в этом случае ее неподвижность и фиксированность делают ее бременем для Великого Делания. Такая Сера нуждается в очищении, пурификации, в восстановлении своего изначального качества. Ртуть также, будучи пассивным началом для Чистой Серы, Красной Серы, может служить побудителем и проводником для низшей Серы, Черной Серы, выступая в таком случае как подвижный "ангелический посланник", Меркурий. И, наконец, Соль иногда рассматривается как заместитель Серы в Ртути, иногда как представитель Ртути в Сере, а иногда и совершенно самостоятельно, как Андрогин, Бессмертная Эссенция.

Другие не менее важные символы Алхимии -- это 4 элемента

Огонь --

Воздух --

Вода --

Земля --

Это не просто стихии, -- это четыре состояния единой космической субстанции. Деление на элементы может быть представлено как горизонтально, так и вертикально. В первом случае оно относится к разным степеням "чистоты" одного и того же плана Бытия. Во втором случае, вертикальном, они могут означать различные, соответственно, верхние и нижние планы.

И, наконец, самым важным принципом алхимической доктрины является "Невидимый Деятель" или "Тайный Деятель", который тождественен самому Святому Духу, единственному, главному и основному автору и герою всех волшебных трансформаций герметического исскуства.

Сложность алхимических текстов для понимания проистекает, в частности, из-за постоянного наложения разных аспектов одного и того же символа друг на друга, что порождает столь любимые алхимическими авторами парадоксы, загадки и сознательные неясности. Чтобы постичь истинные пропорции тех или иных высказываний алхимиков, надо потратить много времени на изучение этой Королевской науки, на чтение загадочных трактатов, на проведение внутренних и внешних опытов. Но, согласно самим алхимикам, там, где читатель встречает темные и непонятные места, -- там автор высказал истину и истинную тайну; там же,где текст кажется прозрачным, заключен подвох и сознательное искажение, специально предназначенное для того, чтобы сбить с толку ленивых, поверхностных и недалеких искателей. Поэтому в Алхимии таинственность, энигматичность и парадоксальность надо учиться ценить и любить. И при всем этом обязательно надо помнить, что истинное знание, тайное знание о Макрокосме и Микрокосме без усилий,труда, исканий и духовного напряжения, а самое главное, без Веры во Всемогущего Господа, не дается.

Щедрость в сфере знания Базиля Валентина, ясность и простота его текстов являются беспрецедентными в истории Алхимии. Он зашифровывал и скрывал под покровом аллегорий только те аспекты Делания, которые составляют самый главный секрет, и выдавать которые всем детям Мудрости строго запрещает традиционная дисциплина. В остальном же трудно найти автора более доступного и убедительного, более прозрачного и полного.

Всем ищущим подлинного знания, всем, стремящимся восстановить Веру и религиозное мировоззрение до свойственных им тотальных пропорций, труды Базиля Валентина станут лучшим ориентиром в сложном и забытом профаническим человечеством лабиринте традиционных наук.


=Для всех, кто более всего любит Мудрость и стремится к ее =познанию.

=Всякий друг =(герметического)= Искусства и жаждущий Мудрости =должен узнать от меня,=монаха,=которому благодаря молитвам =свыше=было даровано проникнуть в тайны Природы, что тело =человеческое=управляется Макрокосмом и устроено в соответствии =с ним. Малое=следует за большим, а ничтожное управляется =великим.=

=Макрокосм содержит в себе три великих принципа, из которых =проистекают все остальные, как акциденции. Вначале рассмотрим =Материю и Форму этого мира (Макрокосма). Материя была =переведена=в Форму из чистого Ничто, и этой материи тут же =Творцом был=предписан Порядок, согласно которому она должна =управляться,=становясь живой и разумной. Эти Форма и Материя =суть Земля и=Вода. (Но были они вначале одним). Потом =произошло в Творении=отделение (сепарация) Воды от Земли в =Форме и Материи, откуда=все звери и растения и получили свое =начало. Звери и растения,=получив Форму от Воды и Земли =(сущностно единых), получили жизнь=от следующей пары = =Воздуха и Огня, которые также сущностно=едины. Материя и Форма =(которыые сушностно едины) = это Земля. В=Земле находится =Соль. А Земля = это Тело, человеческий Микрокосм. Итак, =изначально, Тело = это Форма и Материя, так как=Форма =делается из Земли. Материя же остается несовершенной до=тех =пор, пока в согласии с Божественным порядком к ней не будет =добавлено кое-что еще, необходимое для совершенства и =жизненности=Формы. Жизнь приходит в Форму или Материю через =Движение, а Движение имеет начало в Воздухе. Вызревание (Материи)= вплоть до полного совершенства происходит за счет =соответствующих теплоты и=жара, которые заключены в Воздухе. =Воздух заставляет большую=Землю плодоносить, он открывает ее=, =и=тогда появляется пространство, необходимое для того, чтобы =породить нечто.=

=Когда Земля беременеет от влаги, и ее семя становится=явным, =Воздух и Тепло из верхних и нижних регионов созвездий =способствуют самому дальнейшему процессу рождения, давая =возможность цветам распуститься, а плоду через притоки Тепла =(Огня)=созреть. Тепло и Жар = это серный горячий Дух, который =высушивает= излишнюю грубую Влагу (Воду) и флегматическую Материю (Землю), которых так много в ходе генерации, и прежде, чем Воздух сможет прикоснуться к ростку и начать на него воздействовать, Серный Дух один подталкивает росток к поверхности.

Итак, следующий важнейший принцип Микрокосма -- это Движение. Через Воздух и Тепло (Огонь) получает Материя или Форма Микрокосма впервые Движение, т.к. вначале Материя была мертва, и лишь Тепло вдохнуло в нее жизнь. Тут обнаруживается впервые Дух Жизни, который является человеческим серным Духом1, и Теплом зажигает Тело, высушивает избыток Земного через Тонкость своего естества и управляет грубым телом в постоянном движении. После ухода Тепла (Огня) Холод получает перевес, Дух Жизни ослабевает, в венах нет больше никакого пульса, и, при отсутствии Серы-Духа со своим Теплом, на месте живого тела мы имеем мертвый труп. В этом для знающих заключена великая Тайна.

Через первые два элемента (Землю и Воду) перед глазами появляются Материя и Форма, а движение проистекает из двух последних элементов (Воздуха и Огня), а также из Света. В Макрокосме, Большом мире, не было бы никакого совершенства и никакой законченности, если бы Творец не дал Земле возможности приумножать свои семена, как семена растений, так и семена зверей. Бог дал Земле Представление (Воображение, Имагинацию) о семенах всех пород и всех видов. И Земля забеременела от этого Представления (Воображения), данного ей Богом, и с помощью Влаги (Воды) показала семена глазам людей. Тепло (Огонь) помогло семенам вызреть.

Итак, когда Материя и Форма Микрокосма появились из Земли и Воды, через вдутое Дыханием (Воздухом) Творца Тепло (Огонь) пришла жизнь и обогрела холодное земное существо, дав ему жар жизни и движения. То была Душа, истинная Человеческая Сера, духовная, неощутимая и заметная лишь по своим проявлениям2.

Когда это свершилось, Бог дал через ясный разум человека Благое Представление, Благое Воображение3. Человек познал тогда через Воображение все существа на Земле и дал каждому свое имя. Таким же способом он научился познавать свою Жену, постигнув, что она произошла из его плоти и его суставов4.

Так прежде всех появился "совершенный человек"5, в котором Материя сформировалась в плотное тело. Форма пришла в движение посредством Души, и кроме того, им обоим был еще придан тонкий Дух Воображения и всякого познания6. Этот тонкий дух -- не что иное, как невидимый, неощутимый Образ, Делатель, могущий все сформировать в представлении. Он обитает в верхних регионах Микрокосма из-за своей летучести (волатильности), и он справедливо называется Ртутью, или Меркурием -- Невидимым Духом Человеческого Тела. Форма и Материя принадлежат Земле, Жизнь коренится в движении, а познание и понимание Добра и Зла заключаются в остром мышлении и воображении Микрокосма. То, что существует помимо этого, Природа отбрасывает как Труп, как Чудовище (Монстра), как Мертвую Голову.

Если бы здесь был просветленный Илия, могущий читать по звездам7, или если бы молчаливая Природа была бы наделена языком, мне не пришлось бы приводить этому никаких доказательств для убеждения в глубине и правоте моих речей. Но люди слепы и не могут по достоинству оценить написанное. Терпеливый и вдумчивый человек отличен от дурачья тем, что проверяет слова на своем опыте. Так поступает любящий мудрость.

Дух Жизни в людях подвижен. Он постоянно циркулирует по членам тела, так его можно заметить по проявлению, но не непосредственно. Если он отсутствует в каком-нибудь из членов, этот член отмирает, в нем больше нет ни жизни, ни движения, ни ощущений, и в этом случае, чтобы возвратить его, следует прибегнуть к соответствующему лекарству, и он будет восстановлен.

Этот Дух Жизни питается, кормится и поддерживается за счет жира человеческой Серы8, находится он в крови и циркулирует по всему телу. Дух Жизни необходим для полноценного существа.

Дух Жизни -- это Ртуть (Меркурий). Он кормится жиром второго принципа -- Серы (Сульфура)9. Все остальное, что содержится в человеческом существе -- в плоти, костях, мясе, -- это Соль, третий принцип.

Соль кормит своего благородного Духа кровью, которая соленая на вкус. Соль наличествует во всех частях человеческого тела, и она предохраняет человеческое тело, как бальзам, ото всякого гниения. Соль подобна связи ( копуляции), благодаря которой Меркурий (Дух Жизни) в плоти человека может сосуществовать с бальзамом. В Соли находится Дух, который другие Бальзамы в их сущности поддерживает. Все прочее, что содержится в теле помимо этих трех Духов, -- лишь мертвое существо, которое, как я сказал раньше, ни на что не пригодно и не может быть использовано во благо.

Как в человеке осуществляется это Объединение, Доминация и Управление, так и в металлах, минералах и растениях происходит то же самое. Только при этих трех Принципах совершенное тело может жить и поддерживать жизнь в себе.

Как в человеке сосуществование этих трех Принципов упорядочено, также происходит и у неразумных зверей в соответствии с их видом и их породой.

Корова -- это животное, но ее питание, трава -- это растение. Растительная трава в желудке коровы гниет под воздействием тепла. Через Гниение (Путрефакцию) происходит Отделение (Сепарация), так как Гниение это ключ всякого разделения и отделения. Когда происходит разделение, тончайший Дух (Ртуть), тончайшая Сера и тончайшая Соль растительного вещества травы проникают во все члены тела коровы: Дух (Ртуть) управляет телом, Сера кормит его, Соль поддерживает и сохраняет его.

Когда этот процесс завершается, природа продолжает работать и производит новое разделение -- выделение того, что корова из-за насыщенности не может вобрать в себя, т.е. молока. Молоко -- это животное вещество, которое трансмутируется из растительного вещества.

Молоко подвергают дальнейшему разделения посредством Огня, который должен быть, однако, не очень сильным. Тончайший Дух молока вместе с Серой поднимается вверх. Из него делают сгущенный, коагулированный жир. Остатки снова подвергаются разделению, взбиваются и при новой коагуляции получается человеческая пища. Остатки снова нагревают и варят, из них снова получается съедобный продукт, но на этот раз в меньшем количестве, нежели в предыдущие разы. В конце концов, остается еще жидкость, которая вообще ни на что не пригодна, т.к. Дух (Ртуть) вместе со своим питанием (Серой) отделены и отъеденены от остатков.

После этого Природа через последующее Гниение отбрасывает другие грубые серные и соляные субстанции, использованные Живым Духом (Ртутью) и выбрасывает их в качестве навоза, что является питанием Земли. Земля кормится и делается плодоносной именно за счет грубых Серы и Соли, которые обогащают и улучшают Землю. Так цикл переходит заново из животного в растительное царство. И из Земли заново произрастают растения, которые поддерживают жизнь в животных. Так в природе все следует друг за другом таким непонятным и непознаваемым образом, что простые люди, не могущие познать этих тайн, просто отказываются верить в подобное чудо.

Если я снова вернусь к людям, то надо сказать, что благороднейший Дух Жизни живет более всего и действует сильнее всего в сердце человека, как в самом благородном из мест10. Человеческая Сера питает этот Дух (Ртуть), и духовный доступ к его поддержанию открывается посредством Воздуха. Если Воздух не доступен человеку, Дух Жизни исчезает, невидимо покидает тело, и наступает смерть. Благороднейший же дух Соли сохраняет оба других Духа. Этот благороднейший Дух движется по всему телу, выбрасывая, выводя наружу свою наиболее грубую часть в виде нарывов, что происходит вследствие особой операции этого Духа. То, что выходит вместе с нарывами, повышает теплоту тела и открывает новые запасы Соли, т.к. запасы Соли в человеческом существе не ограничены. Даже после смерти и сожжения тела можно из пепла выявить остатки Соли. То же можно увидеть и в солях минералов, которые растут от тепла, коагулируются и выводятся с помощью жидкости, как на большинстве соляных и каменно-соляных рудниках. Дальнейшие примеры излишни.

Дух Жизни (Ртуть) имеет выход из сердца во все остальные органы и члены тела: в ноги, в руки и т.д. Он приводит все в движение. Во время болезни или вследствие травмы Дух Жизни ослаблен, и поэтому человек находится без сил. Если же человек находится в полном здравии и питает свое тело с помощью растительного Духа, с помощью хлеба, фруктов, овощей и особенно вина, его тело сильно, Дух Жизни посредством такого питания (Серы) крепок и так полон, что он исходит из своего основного жилища и распределяется по телу и осуществляет свое воздействие. Если сердце слабо -- это признак недостаточности питания, поэтому разные смертельные болезни овладевают организмом и убивают его. Огонь не вечен, и рано или поздно он гаснет.

Огонь в сердце и природная теплота поддерживаются посредством Воздуха, который живет в сердце, попадая туда через легкие. В печени должен быть Воздух, иначе человек не мог бы смеяться. В селезенке должен быть Воздух, иначе бы ее движение причиняло колики и боли.

Тот, кто не видит оснований для этого или не принимает этого во внимание, не может стать настоящим врачом11 и не может дать никакого лекарства. Только отделение холодного от теплого, сухого от влажного, а также знание, опыт и познание Природы делают из человека настоящего врача, приводят его к Творцу, чьей Мудростью все движется: и Начало, и Середина, и Конец.

По своей эффективности за обращением внутренней молитвы к Творцу следуют средства и лекарства, которые находятся внутри самого врача (о других живых существах я здесь не говорю). Далее следуют металлы и минералы, т.к. в золоте, серебре и других металлах, вплоть до седьмого и последнего (свинца) скрыто прекрасное искусство, поскольку во всех них правит Ртуть (Меркурий), но в одних в большей, а в других в меньшей пропорции. Так, минералы также отдают свое. Поскольку и семь металлов вначале были минеральной субстанцией.

Солнечная Тинктура вместе с питьевыми Золотом и Луной могут многое, Ртуть (Меркурий) же правит всем Микрокосмом. То, что можно найти в лучших и самых благородных металлах, в случае нужды можно добыть и из минералов. Ведь совершенные металлы растут из минералов, таких как Витриоль (Серная кислота)12, Антимоний (Сурьма) и т.д. Витриоль (Серная кислота) -- это Сера. Антимоний (Сурьма) -- это Ртуть (Меркурий). Соль как их объединение находится в обоих из них. Если сделать их постоянными и стойкими, они сравнятся с лучшими из металлов, т.к. металлы рождаются и создаются из минералов. Минералы происходят из трех Принципов, равно как и металлы. Три Принципа происходят из Первоматерии (Materia Prima) , называемой Первосущностью (Primum Ens), которая есть не что иное, как водянистое вещество, необходимое в сухом виде, и не похожее ни на какое другое произрастающее здесь вещество (материю). Эта Материя поддерживается посредством четырех Элементов, кормящихся Звездным веществом. Творец создал из Ничто все таким образом, чтобы человек не только интересовался земным, но и обращал бы свой взор на Небесное, чтобы мог познавать сверхъестественное, чтобы его Сера стремилась вверх и постигала бы в высшем причину низшего и обычного, чтобы мог он поддерживать свое существование. Тот, кто этого не понимает, не должен считаться врачом, т.к. врача делают Бог, Наука и Природа, как я уже говорил раньше, а не похвальба без знания, которая так часто встречается в писаниях ученых.

Вообщем, ни человеческое сознание, ни какой-либо врач не могут достаточно понять, объяснить, обосновать или изучить то лекарство, которое приготавливается из Микрокосма, так как в нем сосредоточены лекарства против всех болезней и язв, причем подобное врачуется здесь подобным.

А Ртуть (Меркурий) Микрокосма -- это, как я учил, есть живой, неощутимыый и летучий Дух.

Бальзам человека сушит водянку, а кларифицированная Соль лечит падучую, и в эпилепсии все ее совершенство особенно проявляется. Из нее легко приготавливается приятно пахнущий безкорозивный Дух, не худший, нежели Питьевое Золото, которое дает здоровье людям. А о более мелких незначительных болезнях я промолчу и на этот раз говорить о них не буду, т.к. это лекарство может разрушить камни в нарывах и все соляные, гнойные заболевания, если Мастер его правильно приготовит, а врач правильно использует.

На этом я заканчиваю о Микрокосме, то, что написано на малом количестве страниц, но в подробном изложении -- это намного длиннее и потребует множество страниц. Материя (Форма), Мобильность (Движение) и Имагинация (Воображение) составляют совершенство. Если эти вещи составлены в правильной пропорции, они издают правильную мелодию. Без Материи (Формы) тела, без Движения сил и при недостатке полноценного Мышления Орфей верхом на дельфине13 не сможет извлечь из своей арфы правильного звука и правильной мелодии как в людях, так и в металлах. Ртуть (Меркурий) в золоте -- это движение, от него открывается и разлагается тело. Сера -- жар, она получается жидкой из минерала и фиксируется, она высушивает флегматическую (влажную) Луну и согревает ее, пока ее душа ни будет совершенно похожа на Серу. В Материи (Форме) находится Соль, которая дает телу коагуляцию. Что кроме этого есть в золоте, то убери, так как разделение приводит к Откровению.

Так же проявляются и составляющие лекарства. Форма и образ растения или цветка -- это Материя, видимая и ощущаемая субстанция, в ней скрыта и находится Соль как Консервация и Сохранение. Вкус (запах) растения -- это бальзам, из которого растение получает питание для своего роста. Запах подвижен в каждом растении и цветке и подобен духу, поэтому Дух максимально позволяет себя различить в запахе, пронизывающем бальзам(приятен этот запах или нет), выводящем из него эссенцию, которую постигают пять чувств человека. За все написанное благодарю я Господа, иже есть на Небеси. На этом каждому я желаю Милости Господней, всем тварям, пусть будут все как в той вечной жизни, равно как и в этой нынешней преходящей и временной земной жизни, счастливы, мудры и богаты. Аминь.

(перевод с немецкого А.Д.)



Примечания МИЛОГО АНГЕЛА

1 -- В данном случае "Серный Дух", "Сера" должны быть поняты в вертикальном смысле, как трансцендентное по отношению к человеческому существу духовное и интеллектуальное влияние.

2 -- Элементы здесь, как и в предыдущих объяснениях, следует понимать символически, не как разные состояния земной телесной субстанции, но как образы различных состояний Космоса. Огонь символизирует Интеллектуальный, Логосный уровень, влияние Неба, мир Свар в индуизме. Воздух -- средний, психический уровень, мир Бхувас в индуизме. Вода -- уровень, промежуточный между телесным и психическим. Земля -- собственно телесный уровень, мир Бхур в индуизме.

3 -- Воображение, Imaginatio, следует понимать здесь в эзотерическом, "техническом" смысле, как сферу тонких сил, как мир Бхувас, а отнюдь не так, как понимают его сегодня в чисто профаническом смысле, усматривая в нем свойство сугубо человеческого рассудка порождать химерические и иллюзорные образы. В исламском эзотеризме термин "мир воображения" -- "алам аль-миталь" -- означает конкретные и абсолютно реальные модальности Космоса, доступ к которым, однако, можно получить только в особых инициатических состояниях.

4 -- Намек на "химический брак", то есть на слияние адепта с Женским Началом в тонком плане.

5 -- "Совершенный Человек" -- технический термин исламского эзотеризма, "инсан камиль". Он обозначает того, кто полностью реализовал все инициатические возможности человеческого уровня и кто реставрировал изначальное, райское, адамическое состояние. Именно этот смысл содержится в эзотерическом титуле "Роза и Крест", "Розенкрейцер". Крест символизирует здесь 4 реки Земного Рая, а Роза -- реализованную полноту возможностей, синтетически присутствующую в центре Рая, в центре креста 4 его рек. Кроме того, Роза означает душу Адепта и одновременно Сакральную Доктрину, Истинную Жизнь, Еву. "Совершенный Человек" обозначается в Алхимии также термином "Король",а в некоторых герметических орденах -- "Император", так как концепция "Священной Империи" или Regnum, "Царства", прямо сопряжена с темой Земного Рая.

6 --Здесь перечисляются три уровня человеческого существа в его вертикальном, метафизическом понимании: Форма -- плотное тело. Душа, Сера -- Интеллект, Дух, "причинное тело" ("карана--шарира") в Веданте. Тонкий Дух, Ртуть -- "тонкое тело", "тело наслаждений" ("сукшма-шарира") в Веданте.

7 -- Обращение к Илии -- ясное указание на инициатическую и эзотерическую подоплеку всего содержания, так как Илия в христианском эзотеризме (равно как и в суфизме и каббале) являет собой архетип Адепта и Того, кто дает Посвящение.

8 -- В данном случае термин "Сера" надо понимать в горизонтальном смысле, как полу-телесную и полу-психическую субстанцию, которая служет "опорой" или "местоблюстителем" Серы Небесной, Огненной и Духовной. Сера-Жир -- это "дрова". Сера-Дух -- это небесный перво-источник всякого "горения". Ртуть, Дух Жизни, в данном случае, -- "Огненная Вода" или "Огонь-Вода".

9 -- Также сугубо горизонтальное понимание принципов. См. (8).

10 -- Сердце в Традиции считается вместилищем квинт-эссенции, эфира, "акаши" в индуистской Традиции.

11 -- Врачебное искусство понималось в Традиции двояко -- как врачевание тела, так и врачевание Духа. Врачевание Духа -- это установление гармонии не столько между телесными и нижне-психическими (горизонтальными) компонентами человеческого существа, сколько между метафизическими составляющими Человека на трех уровнях -- телесном (земном) , психическом (тонком) и духовном (Небесном). Поэтому врачевание считалось жреческим искусством. Этот же духовный аспект сохранялся и в традиционной спагирической медицине алхимиков. Символизм лекарства, универсального лекарства, играет важную роль в Алхимии и ее доктринах. В целом медицина как наука в западном мире может быть отнесена к разряду герметических наук. Сам бог Асклепиус -- Эскулап в римской транскрипции -- считался сыном Гермеса, Меркурия.

12 -- Витриоль, Серная Кислота. Слово "Витриоль" считается у алхимиков посвятительным, инициатическим. Оно расшифровывается следующим образом: VITRIOL -- Visitabis Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem. "Посетив внутренности Земли, очищая, обретешь Тайный Камень". Этот символизм связан с христианскими исихастическими практиками "погружения ума в тело", а еще точнее, "в сердце", которое является самым "внутренним" среди "внутренностей" "тела-земли". В формуле VITRIOL, таким образом, зашифрованы все основные инициатические предписания исихазма. (См. Св. Георгий Палама "Об исихастах".) Тайный Камень -- это краеугольный камень, "отброшенный строителями", о котором говорится в Евангелии.

13 -- Орфей на дельфине -- символ "Невидимого Деятеля", Святого Духа. Дельфин связан с Аполлоном, с Аполлоном Дельфийским. Наследные Принцы, будущие Короли, также назывались "дофинами", т.е. "дельфинами". Во всем этом очевиден солнечный, активный, аполлонический символизм. Дельфин также обозначает Серу.


A HAIL TO THE GODS OF CREATION !
A HAIL TO THE KING OF THE WORLD !
A HAIL TO THE METAL INVASION !
A HEAVENLY KINGDOM ON EARTH !