*MESOGAIA*
Imperium Internum
(РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ)


Александр Елисеев
Диктатура либертариата

Нынешнее "буржуазное" общество часто называют "обществом потребления". В принципе это верно, весь вопрос только в том – какое потребление имеется в виду? Если речь идет о материальном потреблении, то оно существовало всегда, даже в самых, что ни на есть традиционных обществах. Достаточно вспомнить средневековье с его роскошными замками феодалов и феерическими пиршествами. Неправильно представлять себе "феодальное общество" аскетическим, по преимуществу. Средневековье было весьма и весьма "гедонистическим", причем довольно часто его гедонизм шел рука об руку с религиозностью.

Вот, например, что пишет "Повесть временных лет" о князе Владимирове Святославовиче, который крестил Русь: "И дал Владимир обет поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо в день, когда случилась сеча, было Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великий праздник, наварив меду 300 провар. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов, и много всяких людей, и раздал бедным 300 гривен. И праздновал князь восемь дней, и возвратился в Киев в день Успения святой Богородицы, и здесь снова устроил великое празднование, созывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно".

Другое дело, что гедонизм традиционного общество вовсе не был абсолютным, самодовлеющим. Феодал мог пировать сутками, но в любой момент был готов прервать пир и отправиться на войну. Кроме того, праздник прерывался аскезой, без которой, собственно говоря, он потерял бы свою остроту, став чем-то приевшимся (в современном обществе вечно праздное состояние способно вызвать так называемые "сытые бунты").

Но вот нынешнее потребление становится все более изощренным и все менее материальным. Важен уже не столько сам продукт, сколько его подача. Так, посещая супермаркет, современный человек покупает кучу, ненужных ему товаров, которые привлекают не своим качеством, не потребительской ценностью, а красотой и яркостью упаковки. Покупателя привлекают красивые пакетики, баночки, коробочки, он покупает больше для того, что созерцать. Таким образом, потребление вещей потихоньку стало уступать место потреблению образов.

Но, конечно, наиболее яркие образы реальных вещей превращают электронные средства информации. Здесь особенно выделяется виртуальная реальность, которая, если перефразировать Ленина, дается в особых ощущениях. И чем дальше будет развиваться сфера виртуального потребления, тем более "свободным" от реальности будет сам потребитель. Полная свобода, как апогей либерализма, возможна лишь в рамках сугубо индивидуального, субъективного мира. В мире объективном свобода всегда будет изрядно ограничена, какие бы либерально-рыночные технологии не задействовались. Лишь виртуальное пространство предоставляет возможность бесконечно потреблять самые разные образы, причем конструировать их в соответствии с собственными запросами.

Очевидно, что сегодня, в эпоху стремительного развития разных компьютерных технологий, складывается некий класс людей, который можно назвать либертариатом. Эти люди хоть сию секунду готовы полностью уйти в виртуальное пространство – вселенную собственной мечты, которая позволяет им стать "богами", небожителями, которые свободны от материальных потребностей и которым нужна одна лишь "виртуальная духовность". Нынешние подростки, которые часами проводят за компьютерами, играя в разнообразные игры, это вовсе не дебилы, как утверждает кое-кто из разгневанных консерваторов. Это граждане совершенно иных миров, которые завтра объявят реальностью. Причем еще большей реальностью, чем сама реальность.

Скоро либертариат захочет стать господствующим классом, установить, совсем как по Марксу, свою собственную классовую диктатуру. При этом вначале либертарии заявят о том, что их угнетают. И в числе угнетателей окажутся все те, кто хочет жить в реальном мире и заниматься его преобразованием.

Сегодня доминирует частный капитал, поэтому главным противником либертариата будет объявлена буржуазия, которая эксплуатирует духовность в своих материально-потребительских интересах. Либертарии подхватят знамя "коммунистической революции" из ослабевших рук пролетариата, которому всего-то и было нужно, чтобы буржуазия поделилась с ним небольшой долей своей прибыли. Она, буржуазия, это сделала, и пролетариат смирился с ее "классовым владычеством". Но либертариату, в отличие от пролетариев, не нужна материальная прибыль. Либертарий желает приобрести весь мир, да не тот, "убогий", который существует в реальности, а свой, собственный, созданный для него одного. Либертарии, вне всякого сомнения, поднимут восстание против "бездуховной" западной цивилизации, против "господства банков и бирж". И оно окончится установлением их классовой диктатуры. Тогда либертарии, по большей части, уйдут в свои миры, а бизнесмены, пролетарии, ученые и прочие "реалы" будут вынуждены обслуживать "виртуалов", создавая им условия для "жизни в машине". Часть останется охранять завоевания революции, причем весьма возможно, что дежурство станет осуществляться по очереди.

январь 2005



A HAIL TO THE GODS OF CREATION !
A HAIL TO THE KING OF THE WORLD !
A HAIL TO THE METAL INVASION !
A HEAVENLY KINGDOM ON EARTH !