*MESOGAIA*
Imperium Internum
(РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ)


М. Г. Баранова
Метаморфозы готики в русском культурном пространстве


(Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.184-186)

Явление готического стиля в русском культурном пространстве неординарно и многозначно. Существуют мнения, что готики в том смысле, который она имела в западноевропейской культуре, в русском Средневековье не существовало - это феномен западноевропейской цивилизации, зародившийся в XII веке и не исчезнувший в некоторых европейских странах вплоть до Нового времени. Необходимо все же отметить, что хотя Русское государство в Средние века считалось оторванным от всего западноевропейского культурного процесса, контакты с Европой существовали, так, например, в древнерусском зодчестве появились мотивы, схожие внешне с готическими, элементы, частично заимствованные из стилистики экстерьера западноевропейского средневекового собора.

Одной из характерных особенностей готической эпохи в Западной Европе была ее двойственность: в ее культуре тесно переплетались "стихийный" мистический иррационализм и "пропасть" рационализма (О. Мандельштам). Готика таит в себе противоречие, являясь одновременно и рационалистической и мистической культурой. В средневековом готическом соборе во время богослужения, осуществляющегося словно под покровительством самого Господа, человек переживал сильное эмоциональное потрясение, находясь в особом готическом пространстве: его устремленность ввысь, подчеркнутая уносящимися вверх колоннами, "волшебный" свет, льющийся через огромное количество разноцветных стекол, религиозный обряд, включавший в себя музыку и элементы театрализованного действия, а также внешний вид служащих церкви производил неизгладимое впечатление. Человек погружался как бы во "вторую" реальность, становясь ближе к Богу. Готическое мировоззрение было основано на мистическом озарении внутри храма, которое происходит во время "единения" души верующего с Богом.

Это представлялось своеобразной средневековой виртуальной реальностью, образующей как бы "вторую" реальность, оказавшись в которой, человек начинает жить "другой" жизнью, переживая необычайные "ощущения", приближаясь к сокровенному. Он оказывается в сакрализованном пространстве, которое воздействует на него, и на которое он сам может воздействовать.

Взаимодействие и взаимопроникновение различных пространств и времен лежит в основе диалога культур. Если в начале XVIII века русская культура активно знакомится западноевропейским культурным процессом этого времени, то в конце века в эпоху романтизма она пытается погрузиться в иное культурное пространство, обращаясь к средневековому наследию Западной Европы в его готическом варианте. Происходит непосредственное обращение к готическому стилю и привнесение готических идей на русскую почву. Этот процесс происходил в русле романтического ретроспективного обращения к прошлому, поиска идеала в эпохе Средневековья и выражался прежде всего в искусстве архитектуры.

Русская архитектура конца XVIII - начала XIX вв. является отражением эпохи расцвета российской государственности. В системе ценностей, определивших особенности архитектуры данного периода лежат представления о силе монархического строя, незыблемости существующего имперского порядка, о дворянстве как ведущем сословии. Их выражением становится прославление Отечества и Императора, выраженные в искусстве стилем классицизм. Господство классицизма как высшего отражения государственной власти не могло не породить оппозиционные движения в искусстве. Российская культура незамедлительно "подхватило" тенденции сентиментализма, а затем и романтизма, ставшие "модными" в Европе. Романтизм и был причиной возникновения в архитектуре первого оппозиционного течения классицистическому строю - стиля неоготики. Она стала в России первым неостилем и явилась предзнаменованием эклектики в архитектуре XIX века, в которой культуры различных эпох считались равноценными и не отдавалось предпочтения стилистике какого-то одного времени, что получило отражение в историзме мышления.

Необходимо уточнить использование терминов, характеризующих первый русский неостиль. В ряде исследований термины "псевдоготика" и "неоготика" употребляются как синонимы, что с нашей точки зрения неправомерно, более убедительно представляется следующее их применение: термин "псевдоготика" характеризует заимствование, в основном, декоративных элементов готического стиля, что относится к готическим тенденциям XVIII века, тогда как понятие "неоготика" определяет стремление возродить конструктивные особенности готики и использовать ее основной принцип: органическое стилевое единство экстерьера и интерьера - так называют постройки XIX столетия.

Необходимо отметить, что в русской неоготике существовало два направления, представленные Петербургской и Московской школами. Петербургская неоготика ориентировалась на западные образцы готики и неоготики, в Московской - преобладали элементы древнерусской архитектуры, схожие с готическими по внешним признакам.

Специфика русской псевдоготики XVIII столетия - первого периода неостиля - заключается и в том, что строили здания в "готическом духе" те же архитекторы, которые возводили грандиозные классицистические ансамбли и заказчики были те же: члены царской семьи и богатые дворяне, стремящиеся не отставать от западноевропейской "моды", это, в частности, обусловило смешение обьемно-планировочной системы классицизма с декоративными элементами средневековой готики. Готика выступала преимущественно романтической декорацией, воздвигаемой в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха царственных особ.

Второй этап - неоготика XIX столетия опирается уже на историческую и научную основу и связана с распространением историзма. Архитекторы пытаются более достоверно передать формы средневековой готики, исследовав прототипы, но опять часто за основу берутся лишь внешние особенности, пространство как бы изображается, а не строится. Но тенденции готического стиля начинают распространяться шире: появляются определенные ощущения готического пространства, что нашло выражение в оформлении интерьера и заполнении его различными готическими элементами, оформление его, например, прорезными ширмами, спинками стульев, резными стенами, предпринимается попытка "погрузиться" в готическую старину, прочувствовать ее атмосферу, "поиграть" временем и пространством. Само явление неостилей - это не только расширение культурного пространства, но и столкновение различных времен, диалог культур. Это было романтическое стремление создать "вторую" реальность, обращаясь к средневековой "виртуальности".

Эти тенденции были предпосылками, подготавливающими пространственные идеи модерна, который ближе всего подошел к пространственно-пластическим особенностям средневековой готики.

Романтический предмодерн и модерн совместили достижения научной мысли и техники конца XIX - начала XX вв. с формами готики, конструктивную систему которой можно сравнить с металлическими конструкциями указанного периода. Здесь уже учитывается пространственный аспект, появляется попытка передать готическое пространство, опираясь на понимание его в Средние века, применяя на практике идею синтеза искусств, но средневековый стиль воспринимается с научной точки зрения, как хорошо продуманная архитектура. Вместе с тем возрождаемая готика не несет того символического значения как в Средние века.

Русская неоготика, прошедшая длинный путь развития - от декорации в парках царских резиденций до зданий с пониманием конструктивных особенностей средневековой готики - это, в основном, заимствование отдельных элементов стиля Средневековья. Католические и лютеранские церкви в России были как правило декоративными, небольшими по размеру, при строительстве их руководствовались не канонической символикой готических построек, а скорее вторичной ассоциативной связью с католической или лютеранской верой и принципом "умного выбора" эклектики. Декор усадеб, руин и, позднее, общественных зданий не обладал средневековой сакральной смысловой нагрузкой.

Феномен неоготики в русской культуре не ограничивается памятниками архитектуры, она проявилась и в других видах искусства, например, литературе и театре, а также в стилистике интерьера дворцов и усадеб царской семьи и дворянства с их склонностью к театрализации быта.

Источник:
http://anthropology.ru


A HAIL TO THE GODS OF CREATION !
A HAIL TO THE KING OF THE WORLD !
A HAIL TO THE METAL INVASION !
A HEAVENLY KINGDOM ON EARTH !