*MESOGAIA*
Imperium Internum
(РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ)


Александр ИШУТИН
(г. Воронеж)

Хорс
(Глава из работы “Восточнославянские боги и их имена”)

Хорс был божеством, близким к Дажьбогу (в древнерусских памятниках встречаются различные написания имени Хорса: Хърсъ, Хъросъ, Хръсъ, Хорсъ). Можно предполагать, что это божество связано с солнцем, как и Дажьбог, частично Ярила. Араб Аль-Масуди (X в.) называл все славянские племена “солнцепоклонниками”. Имя античного бога солнца Аполлона передано в одном из древнерусских переводных памятников как “Хръс”, что также подтверждает его связь с солнцем90.

Хорс постоянно упоминается в поучениях XI в., что говорит о значительности этого божества. Имя Хорса встречается и в “Слове о полку Игореве”, когда автор рассказывает о Всеславе Полоцком, рождённом от волхованья:

Всеслав князь людем судяше,

Князем грады рядяше,

А сам в ночь влъком рыскаше

Из Киева дорискаше до кур Тмутороканя

Великому Хръсови влъком путь прерыскаше91.

путь Всеслава Полоцкого “пересекал” утренний путь Хорса-солнца. Поэтому обычно это место из “Слова о полку Игореве” толкуют так, что он “рыскал” до восхода солнца, перебегая путь великому Хорсу, богу солнца. Но, по мнению В.В.Иванова и В.Н.Топорова, такое толкование не может считаться очевидным92. Они пишут о связи Хорса не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем характерна для мифологического мышления)93. Возможно и существование в славянской мифологии ночного солнца. Этнограф Ю.П.Миролюбов упоминает о существовании в народных поверьях славян Чёрного Хороса94.

Существуют различные толкования имени Хорса.

Б.А.Рыбаков склонен считать, что имя хорс связано с понятием ' круга' , ' круглого' : хоро, хоровод, хорошуль, коло (во многих славянских обрядах колесо является символом солнца)95. Это предположение Б.А.Рыбакова вызывает “научное недоверие” Л.С.Клейна: “Рыбаков считает, что хоромы, храм раньше у славян непременно были круглыми: он производит эти слова от хоро 'круг в хороводе'. По его мнению, только в христианское время этот корень совпал с греческим horos 'собрание', 'хор' и 'хорос' (круглое паникадило), а в языческое время хоро было просто вариантом слова коло 'круг' и было связано с богом Хорсом.

Но хоровод сам происходит от хор, заимствованного из греческого horos, а мнимое хоро в русском языке никак (никакими звуковыми законами) не связано с коло, не говоря уже о Хорсе. Храм же и хоромы не происходят ни от хоро, ни от коло, да и тут некуда девать (языковеды не могут просто пренебречь звуком). Этимологии рус. хоромы, праслав. *хоrmъ – с наиболее архаичным значением 'крыша, навес на столбах' – представляющего собой, по-видимому, индоевропейское наследие, посвящены многочисленные работы лингвистов”96. Несмотря на то, что древние праславянские жилища действительно имели круглую форму, критика Л.С.Клейном языковых “построений” Б.А.Рыбакова выглядит весьма убедительно.

Наибольшей поддержкой пользуется толкование происхождения Хорса из иранских языков, где это слово имеет значение ‘сияющее солнце’, ср. перс. хu r si d ‘сияющее солнце’, x u r set , x u r sed при др.-рус. Хърсъ, ср. перс. x v a r set , авест. hvare xsa et em 97. Если это так, то почему кумир Хорса находился среди других языческих богов в пантеоне, сооруженном Киевским князем Владимиром? Тем более, что там находилось славянское божество Солнца – Дажьбог. Стоящее рядом имя Дажьбога в этом случае могло бы упоминаться как пояснение имени Хорса. М.А.Васильев доказывает, что поставленный в Киеве среди прочих кумиров идол солнца имел двойное имя: древнерусское Дажьбог и древнерусское Хърсъ из иранского *xors98. На том, что Дажьбог и Хорс – это одно и то же божество, ещё в XIX в. настаивал Г.Бодянский99. Многие исследователи склонялись к тому, что пантеон князя Владимира в Киеве объединил различные племенные божества, и не только славянского происхождения.

Иначе пытается решить эту проблему Б.А.Рыбаков, Он считает, что в русской мифологии, как и в мифологии греческой, мы встречаемся с двумя формами солнечности: “белого света”, тепла как сезонного условия жизни растительности (Аполлон), с одной стороны, а с другой – культом самого светила, совершающего суточный объезд или облёт земли и подземного мира на конях или лебедях (Гелиос)100. Этому, правда, противоречит перевод имени Аполлон в одном из памятников словом Хорс, однако, вероятно, к этому периоду прежние мифологические представления уже были искажены и нарушены. Кстати, ещё в поздней античности произошло смешение функций Аполлона и Гелиоса и нередко они отождествлялись.

Думается, что Хорс и Гелиос – это не только одно и то же божество. По сути мы имеем дело с одним и тем же именем. В контексте возможного взаимоперехода р и л в и.-е. языках такой вывод вполне правомерен. К этому же этимологическому гнезду, видимо, относятся и хариты – благодетельные древнегреческие богини милости. по одной из “версий”, они являлись как раз дочерьми солнцебога Гелиоса, что лишний раз подтверждает нашу языковую гипотезу. Ср. греч. hari ' доброта' .

Весьма любопытно, что аналогичную ситуацию мы находим и за пределами индоевропейского мира. В Древнем Египте божеством солнечного диска был Гор (или Хор). Hor в греческой передаче звучит как Horos, а в римской как Horus. Его обычный символ – изображение сокола; над головой птицы обозначали овал – символ солнца. Обычный титул Гора – “господин неба”. В начале 2 тыс. до н.э. Гор продолжал изображаться в виде птицы – сидящей или с распростёртыми крыльями, иногда человека с головой сокола, крылатого солнца.

Гор сопровождает ладью своего отца, бога Ра, плывущую по Нилу, и поражает превратившихся в крокодилов и гиппопотамов врагов Ра во главе с Сетом. Жрецы из числа приверженцев солнечного культа объявили популярного в Египте Гора “внуком Ра”, “спутником Ра”, а также и самим Ра. В первой половине 2 тыс. до н.э. Гор стал отождествляться с индоевропейским богом-всадником.

Таким образом, мы видим, что процесс слияния божества света и божества светила можно наблюдать в той или иной степени во многих индоевропейских мифологиях и даже за её пределами, в египетской мифологии.

Вспомним, что русские книжники XII–XIII вв. не воспринимали дневной свет как результат солнечного излучения, а считали его проявлением божественной сущности: “Есть свет неосяжем и неисповедим, никим же где ся водворяеть... Рече бог: “Да будет свет! и бысть свет, и нарече бог свет днем, а тму нарече нощью... Никто же бо можеть указати образа свету, но токмо видим бывает”. Солнце – не причина, не источник света, а всего лишь “дневное око”101.

Таким образом, можно считать, что Хорс – божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла. Он представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Света, подателя земных благ.

Бог Солнца Хорс представлялся славянам белым конём, совершающим свой бег с востока на запад. У славян конь был священным животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. В некоторых местах России до конца XIX в. сохранялись каменные изображения коней. На острове Коневце в Ладожском озере славяне ещё в XV в. приносили в жертву такому коню-камню живого коня. В XIX в. в Тульской губернии во время падежа скота вокруг коня-камня опахивали землю. Славяне верили, что кони связывают небо и землю, богов и людей102. Поэтому естественно, если посланец солнечного бога к матери-земле представлялся в образе всадника или коня. Старинные русские игрушки-свистульки в виде коней и птиц служили культовыми принадлежностями: свист на масленице, как считают некоторые исследователи, – это призыв к животворящему солнечному началу103. Небесного коня можно наблюдать и на одной из сторон Збручского идола. Ср. также англ. horse.

Любопытно, что одно из имён бога преисподней в римской античности – Horc, который в нынешних итальянских суевериях известен в образе демонического коня Орко. Атрибуты греческого Харона или Хороса – не только лодка, но и лошадь104.

Имя Хорса долго сохранялось в народной памяти во многих религиозных сочинениях, в различных поучениях против язычества XV–XVI вв. обличается вера в этого бога. Хорс упоминается в апокрифе “Хождение богородицы по мукам”... (Трояна, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша, бесомъ злыимъ вероваша), в “Слове некоего христолюбца” (И веруютъ въ Перуна и въ Хърса); в “Слове о том, како погани суще языци кланялися идоломъ” (Темъ же богомъ требу кладуть... Перуну, Хърсу); в Сборнике XVI в. (И ныне по украинамъ моляся проклятым болваном Перуну, Хорсу, Мокши, виламъ); в “Слове и откровении св. апостола” XVI в. (Мняще богы многы, Перуна и Хорса, Дыя и Трояна); в “Беседе двух святителей” (Два ангела громная есть: елленский старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ) и др. Показательна трансформация имени Хорса в текстах Куликовского цикла, где Хорса относят к богам, почитаемым “безбожником” Мамаем (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ)105.

Интересна попытка некоторых лингвистов связать имя Хорс и прилагательное хороший. В подтверждение этой гипотезы С.П.Обнорский отмечает тот факт, что в словарном составе русского языка прилагательное хороший занимает особое положение: его нет ни в западнославянских, ни в южнославянских языках, не имеет оно и родственных образований в других индоевропейских языках. С.П.Обнорский считает, что слово хороший представляет собой притяжательную форму от Хорос и означает собственно – принадлежащий, свойственный Хоросу, откуда далее с забвением Хороса как реального имени божества естественны значения ' искусный, добрый, хороший' . Прилагательное хороший, как известно, не имеет степеней сравнения. Как считает С.П.Обнорский, это объясняется тем, что оно по происхождению является притяжательным прилагательным106. Однако не всегда эта гипотеза находит поддержку.

Фасмер, рассматривая этимологию прилагательного хороший, отмечает: “Невероятно произведение от имени бога солнца Хорс, ибо для названия божества полногласная форма *Хоросъ не засвидетельствована”107. Однако известный этнограф Ю.П.Миролюбов рассказывает о культе Гороса на юге Руси. “Этим объясняется наименование Солнца Хоросом. Солнечный день назывался Хоросий День108. Так что есть большая доля вероятности, что Хорс и хороший – этимологически связанные слова.

Другой наш вывод заключается в том, что “лингвистический архетип” *hor- для обозначения божества диска-светила характерен не только для славянской мифологии, но и для мифологий иранской (хu r si d), греческой (Гелиос) и даже египетской (Гор).

Примечания:

90Васильев М.А. Боги Хорс и Симаргл восточнославянского язычества // Религии мира: История и современность: Ежегодник. 1987. М., 1989. С.67.

91Слово... С.28.

92Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы... С.18.

93Мифологический словарь... С.594.

94Миролюбов Ю.П. Ригведа и язычество // Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Т.1. М., 1996. С.181.

95Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С.434, 440.

96Клейн Л.С. Языческий подход к лингвистике // Советское славяноведение. 1991. №4. С.91.

97Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С.27.

98Васильев...

99Бодянский 1846

100Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси... С.440.

101Гальковский... Т.II. С.78–79.

102Раппов О.М. Русская церковь в IX–первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С.38–39.

103Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. М.-Л., 1936. С.55.

104Клингер Х. Животные в античном и современном суеверии. Киев, 1911. С.109.

105Мифологический словарь... С.594.

106Обнорский С.П. Прилагательное хороший и его производные в русском языке // Язык и литература. Л., 1929. Т.3. С.241–258.

107Фасмер... Т.IV. С.267.

108Миролюбов... Т.1. С.104.

 



A HAIL TO THE GODS OF CREATION !
A HAIL TO THE KING OF THE WORLD !
A HAIL TO THE METAL INVASION !
A HEAVENLY KINGDOM ON EARTH !