*MESOGAIA-SARMATIA*
Imperium Internum
(РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ - ГЕРМАНИЯ)

ДА ГРЯДЕТ ХЕЛЬГИ АВАТАРА !            A HAIL TO THE FORTHCOMING HELGI AVATAR OF LAST TRUMPETS !            VIVA LA REVOLUTION NATIONAL POPULAR !            DIE NEUE PARTEI DAS GEISTES !              РИМ И СКИФЫ, ТРЕПЕЩИТЕ !    НАСТУПИЛО ВРЕМЯ САРМАТ !       МЫ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ !

Юсуф Абдуллаев
«Исламская интеллектуальная инициатива» российских мусульман

Выход книги «Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке» – событие в жизни мусульманского сообщества России в некоторой степени знаковое. Оно демонстрирует определенный интеллектуальный рост последнего. Работа также интересна и с точки зрения даваата (исламского призыва).

Сборник исследовательских работ под руководством председателя исламского комитета России Гейдара Джемаля представляет собой тексты бесед философа со своими учениками, посвященных анализу наследия мусульманских политических мыслителей в XX веке, а также ряд статей по той же тематике, написанных участниками научной группы.

Такого рода исследования давно уже не редкость на Западе. У нас в стране оно первое. Но приятно, что сразу же его авторы взяли достаточно высокую планку, не уступая своим зарубежным коллегам и единомышленникам.

О чем эта книга

Ислам в его политической проекции становится все более органичной частью мирового протестного движения. Критика неолиберального капиталистического строя может вестись с разных позиций, в разных аспектах: экономическом, политическом, философском.

В этом смысле существует левый антибуржуазный дискурс (марксизм, ленинизм, троцкизм, маоизм, политическая философия новых левых), однако критика современного мира, погрязшего в ростовщичестве и торжестве «среднего человека», может вестись и с правых позиций (консервативной революции, генонизма, эволаизма). Однако сейчас люди мыслящие, не соглашающиеся с несправедливостью, имеют возможность познакомиться и с идеологией мусульманских политических теоретиков.

Имена идеологов «Ихван аль-муслимин», вдохновителей Исламской революции в Иране, современных мусульманских политических мыслителей вызывают все больше интереса. Эти люди не были вальяжными кабинетными философами, они были непосредственно вовлечены в политическую борьбу.

Им пришлось пережить многочисленные аресты, ссылки, преследования их близких. Хасану аль-Банне, Али Шариати и др. их исламская политическая деятельность стоила жизни, Хомейни же стал лидером победившей Исламской революции в Иране и возглавил молодую Исламскую республику.

Теория в жизни этих мыслителей находила органичное продолжение в их практике. Безусловно, они не были застрахованы от ошибок и частных теоретических просчетов. Однако имена их яркой краской вписаны в историю мусульманской уммы.

Однако труд Гейдара Джемаля и его учеников – это не просто дань памяти выдающимся мусульманским мыслителям. Это разработка основ исламской политической методологии в XXI веке.

Беспрецедентность исследования

Безусловно, теоретическому наследию идеологов «Братьев-мусульман» и Исламской революции в Иране уделялось немало внимания в трудах востоковедов. Однако редко можно было найти достойную исследовательскую работу, в которой автор адекватно отображал бы внутреннюю логику исламской политической мысли – пусть даже сам исследователь придерживался бы иных взглядов.

Чаще это были оценки вроде «Призыв к восстанию против несправедливых правителей странным образом сочетается у Али Шариати с призывом к покорности Аллаху и Пророку» – хотя Шариати прямо выводит первое из второго. Можно не быть мусульманином, но видеть логическую связь с точки зрения творчества исламского мыслителя в его целостности необходимо.

Проблема этих исследователей в том, что зачастую они не исходили из вообще какой бы то ни было методологии, даже марксистской. Элементы марксистской фразеологии, очевидно, без понимания ее сути, присутствовали в этих трудах, но их наличие было скорее формальным, а академические исследовательские работы представляли собой бессистемное переложение взглядов исламских мыслителей в сочетании с набором пафосной и многозначительной фразеологии, за которой не стояло конкретного идеологического содержания.

Другую группу исследователей представляют проамериканские ученые, которые, возможно, владеют адекватной информацией и в целом понимают суть предмета исследования, однако в силу ангажированности выпускают одну антиисламскую агитку за другой.

Старания третьей группы объективных и добросовестных исследователей весьма конструктивны, однако эти ученые рассматривали проблему с позиции наблюдателя, находящегося вне исламского поля. Обычно в глазах научного сообщества это является залогом объективности и беспристрастности.

Однако исследователь не может быть неангажированным целиком и полностью. Это практически невозможно, а если бы и было бы справедливо обратное, то снижался бы градус остроты такого исследования, его полемической актуальности.

В этом смысле «Исламская интеллектуальное инициатива» являет собой первый пример исследования с позиций исламской методологии, в котором рассматриваются наиболее актуальные для уммы проблемы политической стратегии и тактики, перспектив развития мусульманской политической мысли и исламского проекта.

Научная группа

Гейдар Джемаль как мыслитель имеет влияние на разные интеллектуальные и политические среды России. Постепенно вокруг него собрался круг учеников и последователей, наиболее увлеченных предложенной им методологией и интерпретацией Ислама.

Это были молодые интеллектуалы, увидевшие в Исламе платформу для философского и политического переустройства мира. Часть из них была представлена непосредственно мусульманами, часть – представителями русской нонконформистской молодежи, обратившими свой взор в сторону Ислама.

В начале 2003 года на базе этой сложившейся вокруг Гейдара Джемаля среды была создана научная группа, занявшаяся изучением политической идеологии Ислама. Позже она получила название ЦИКРОП – Центр изучения Конфликта, Раскола, Оппозиции и Протеста.

Группа объединила вокруг себя разных людей, правых и левых интеллектуалов. Это Максим Трефан, в прошлом известный рок-музыкант, клавишник групп «Вежливый отказ» и «Коррозия металла», принявший Ислам в 2001 году. Артур Ястребов, в прошлом правый националист, впоследствии также ставший мусульманином, активистом НОРМ. Антон Шмаков, молодой арабист и интеллектуал, прошедший через увлечение идеями новых правых, Эволы и Серрано. Александр Кузнецов, переводчик знаменитого труда Корбена «История исламской философии». Фатима Анастасия Ежова, профессиональный философ-религиовед, автор многих статей и редактор, бывшая помощница Гейдара Джемаля, ныне журналист «Ислам.Ру».

Помимо выходцев из радикально правой среды и университетских интеллектуалов, в работе научной группы также участвовали представители левого антиглобалистского движения в России – Алексей Сахнин, теперь член Моссовета Левого Фронта, и журналистка Кира Латухина.

В феврале 2003 года прошел первый семинар научной группы под руководством Гейдара Джемаля. Тогда в ее составе было всего трое мусульман, однако впоследствии многие участники обратились в Ислам. После этого пути многих из них разошлись. Кто-то ушел в самостоятельную исламскую деятельность, кто-то продолжил идеологическую работу в Исламском комитете, кто-то начал собственные интеллектуальные изыскания. Тем не менее, научная группа Исламского комитета продолжит свою работу.

Но, как бы там ни было, работа в ЦИКРОП оставила свой след в судьбе каждого из ее участников. Поэтому выход книги «Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке» – важное событие для каждого из них.

Как оценивают они проделанную работу, ее роль в собственной жизни и перспективы развития исламской интеллектуальной инициативы в российской умме? Как они оценивают проблематику семинаров и саму научную группу?

Гейдар Джемаль, руководитель Исламского комитета России

При организации работы научной группы я отдавал себе отчет в том, что она беспрецедентна. Существует много исследований, посвященных философии Ислама, наследию исламских реформаторов вроде Джемаледдина аль-Афгани и Мухаммеда Абдо. Но во всех них представлен взгляд аутсайдера, ученого, находящегося вне исламского поля.

«Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке» – это, напротив, исследование с позиции инсайдера, который желает выработать новую исламскую методологию на основе постижения западной мысли и ее метода, и критики этого метода. Книга написана, главным образом, инсайдерами, то есть носителями Ислама, поэтому проблемы, озвученные в статьях и семинарах, являются для них вопросами жизни и смерти в личном экзистенциальном ключе.

Кроме экскурса по именам мыслителей, существует экскурс по проблемам. Иначе говоря, есть словарь проблем, а есть словарь персоналий. Работая над книгой, мы анализировали взгляды исламских политических мыслителей, попутно обрисовывая круг проблем. Инша Аллах в процессе дальнейшей работы научной группы нового созыва от персоналий, которые являются своеобразной «вступительной площадкой», мы перейдем непосредственно к проблемам.

Что касается научной группы, то и сама она была довольно неординарной с точки зрения привычных академических традиций. И продукт ее деятельности – «Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке» – работа крайне острая, заслуживающая внимания, радикально новая.

Группа состояла из людей разного образовательного уровня – юристов, профессиональных философов, религиоведов, арабистов, переводчиков. В отличие от академических сообществ востоковедов, философов, группа была свободна от цеховых правил.

Ислам для участников семинаров был либо своей религией, либо, не будучи мусульманами, они, тем не менее, все равно были людьми ангажированными, а не сторонними исследователями, изучающими Ислам исходя из академических интересов. Это определило специфику нашей книги.

Фатима Анастасия Ежова

С Гейдаром Джемалем меня познакомили друзья в 2002 году. Уже к тому времени я имела общее представление о политической теологии Ислама, поскольку изучала историю Исламской революции в Иране, симпатизировала идеям аятоллы Хомейни. Однако мне хотелось получить более целостное представление об исламских политических доктринах. Гейдар Джемаль был и остается для меня одним из наиболее авторитетных мыслителей в Исламе.

Помню, как я пришла в Исламский комитет в один морозный декабрьский вечер 2002 года. Гейдару Джемалю наша с ним предварительная беседа понравилась, и он предложил мне написать работу о взглядах Али Шариати, второго идеолога Исламской революции 1979 года.

Я с головой ушла в эту работу, и ее результатами Джемаль был очень доволен. Тогда он и предложил мне организовать научную группу и привлекать людей к работе.

Постепенно, общими усилиями, возникла довольно интересная среда. Это были молодые интеллектуалы, студенты и выпускники лучших московских вузов, преимущественно русские по национальности. Удивительно, но семинары сблизили людей разных взглядов: бывших правых националистов, эволаистов, и носителей левых идей; мусульман и людей, по тем или иным причинам разочаровавшихся в левом и правом дискурсе и всерьез заинтересовавшихся Исламом.

Я уверена, что для каждого из участников группа стала базовой площадкой для дальнейшего развития – и интеллектуального, и политического. Многие из членов научной группы пришли к Исламу после года совместных семинаров – разумеется, это был их экзистенциальный личный выбор, никто не тянул их в Ислам насильно. По моему наблюдению, это люди скорее правой ориентации – разочаровавшиеся в националистических идеях, в геноновском традиционализме. В дальнейшем ряд участников семинаров стали яркими фигурами в других средах, организациях.

Что касается меня лично, то возрос не только уровень моего понимания внутренней логики Ислама в его политической проекции, но и качество исламской ментальности в целом, в разных ее аспектах – от политического до повседневного ибадата (поклонения всевышнему). Кроме того, именно тогда стал складываться мой основной мусульманский круг общения.

Если человек разделяет определенные идеи, он должен действовать в соответствии с ними, в противном случае он просто позер, играющий дурную комедию, из уст которого льются только красивые слова. Ислам стоит на том, что вслед за убежденностью должны следовать действия, и осуждает тех, кто говорит то, что не делал бы. Поэтому сегодня моя журналистская и политическая деятельность является логическим, неизбежным продолжением того, чем я занималась в научной группе.

Научная группа Исламского комитета – это интеллектуальный клуб высочайшего класса, однако просто интеллектуальной деятельности для меня сегодня недостаточно. Тем не менее, я собираюсь и дальше участвовать в исследовательской работе Исламского комитета.

Максим Трефан

Я с удовольствием согласился посещать семинары ЦИКРОП, поскольку мне было интересно принимать участие во всем, что делает Гейдар Джемаль, которого я знаю с 1984 года. Надо сказать, что я узнал для себя много нового, было 3-4 особо интересных доклада. Я, например, вообще не имел понятия о том, кто такой Калим Сиддыки, мало что знал о «черных мусульманах», о которых рассказывал и писал Артур Ястребов.

Безусловно, эта работа была беспрецедентна, ничего аналогичного в России сделано не было. Для меня семинары были интересны и тем, что помимо людей, которые «в теме», приглашались и гости «со стороны» – например, Борис Межуев. Затрагивалась не только тема политической философии Ислама в XX веке – мне, например, было интересно послушать беседу о религиозных истоках доктрин бушевского истеблишмента.

Однако, безусловно, наиболее ценной для меня была возможность завести новые знакомства – собственно, это был решающий фактор, благодаря которому я согласился принимать участие в заседаниях научной группы.

THULE - SARMATIA
The East European Metapolitical Association of New Right International

A HAIL TO THE GODS OF CREATION !
A HAIL TO THE KING OF THE WORLD !
A HAIL TO THE METAL INVASION !
A HEAVENLY KINGDOM ON EARTH !
"Freedom Call"



© Mesogaia-Sarmatia, 2005-2006
goutsoullac@rambler.ru

GROUPS.YAHOO.COM/GROUP/THULE-SARMATIA
WWW.LIVEJOURNAL.COM/COMMUNITY/MESOGAIA-SARMAT
WWW.LIVEJOURNAL.COM/COMMUNITY/UA_NAZIONALISM
Rated by MyTOP

hitua


ГРЯДЕ АВАТАРА ОСТАННІХ СУРМ !
A HAIL TO THE FORTHCOMING HELGI AVATAR OF LAST TRUMPETS !
Das Kriegsgefolge "Die Offiziere des Dharmas"
SCHWARZ FRONT
THE BROTHERHOOD OF BRIGADES OF THE EUROPEAN
RECONQUISTA