Али (РА) ведь все равно стал халифом, но недаром ему было суждено стать четвертым и последним праведным халифом.
Политика Али (РА) была политикой непримиримой борьбы за социальную справедливость, вместо завоевательных походов ее центр тяжести был перенесен на борьбу с внутренними врагами, беспощадное искоренение лицемеров, ликвидацию привилегий «исламской» аристократии, тесно связанной с мекканским языческим истеблишментом, противоборствовавшим Исламу почти все годы посланничества Мухаммада (САВС). Это была политика радикального нонконформизма, не знавшая уступок и компромиссов, политика благородная, честная, принципиальная. И она неизбежно должна была привести к гражданской войне в условиях, когда многочисленные кланы и племена, ставшие основой социальной системы Уммы, осознавали привилегии, дарованные им Мухаммадом (САВС) в качестве уступки при принятии Ислама, как неизменную ценность.
Означает ли это, что политика Али (РА) была ошибочной или безответственной. Ни в коем случае. Али (РА), праведный халиф, кузен и любимый сахаб пророка (САВС), отец его любимых внуков и муж и его любимой дочери, был призван одержать духовную победу, бросив безнадежный вызов элите мира сего. Своей жертвой и своей кровью он должен был искупить образ Ислама от деяний порочащих его лицемеров и узурпаторов, доказав, что подлинный Ислам – это не Ислам погрязших в распутстве и неверии омеядов, но Ислам Дома Пророка, Ислам героев и мучеников, Ислам святых имамов и подвижников, Ислам Хасана и Хусейна, мир им, ставших жертвенными образцами подлинной, огненной, окрашенный в цвета крови и траура веры.
Однако Ислам имамов Дома пророка и их сторонников недаром был Исламом оппозиции и революционеров, Исламом подполья и социального протеста. Не ему было суждено сделать Ислам мировой религией, создав Мусульманский Халифат, раскинувшийся от одного края Земли до другого. Последователи Али (РА), продолжатели миссии Хасана и Хусейна никогда бы не создали мощного мирового государства, ибо таковое требует политики, основанной на консенсусе и согласии (джамаа), учете интересов военной аристократии и государственной дисциплины. Шииты боролись за сохранение внутреннего духа Ислама, но они делали это так радикально, что их борьба была несовместима с задачами создания и сохранения устойчивой политической системы, способной стать опорой для долгосрочного развития Исламской религии.
В чем же должен заключаться взвешенный суннитский взгляд на социальную модель Али и его сыновей, да будет доволен ими Аллах? Али (РА) – один из праведных халифов – вот весь суннитский ответ. Модель его политики является одним из образцов политики праведного мусульманского вождя, одним, но не единственным. Кроме нее существуют модели правления трех других праведных халифов, каждая из которых имела свой смысл, свою миссию, свое время.
Если бы Али (РА) получил возможность проводить свою политику в качестве главы Мусульманской Уммы сразу после смерти Мухаммада (САВС), гражданская война, ставшая ее неизбежным следствием, застала бы Умму не в состоянии одной из могущественных мировых сил, но в состоянии несформированной и неустойчивой социальной системы, легко способной стать жертвой окружающих ее великих держав.
Повторимся, эта гражданская война была неизбежным и, возможно, богоугодным событием, призванным выявить истинно верующих и лицемеров, однако, случись она сразу после смерти пророка (САВС) и это стало бы тем ударом, от которого молодая, неустойчивая Нация Мусульман могла бы не оправиться и повернуть вспять к временам джахилии. Поэтому чтобы позволить себе такую роскошь как политика бескомпромиссного Али (РА), Умма должна была твердо встать на ноги благодаря взвешенной и компромиссной политике трех предыдущих праведных халифов.