Александр Михайловский

О творчестве Фридриха Георга Юнгера

Избыток и праздный ум суть одно

Ф.Г. Юнгер

Имя Фридриха Георга Юнгера известно немногим. Младший брат Эрнста Юнгера, юрист, свободный писатель, философ, автор национал-революционных выступлений, глубокий знаток античности, критик нигилизма, поклонник Ницше, переводчик “Одиссеи”, исследователь Клопштока, внимательный читатель Лихтенберга и Ривароля, Гёте и Гёльдерлина, Гегеля и Виттгенштейна, Хайдеггера и графа Йорка. Как и его брат, он любил путешествия и предпочитал жить вдали от больших городов. Фридрих Георг Юнгер имел немалое дарование — дарование поэта. Он был мусическим человеком par excellence. Классические античные формы его стихов могут создать впечатление несовременности автора. Это лишь иллюзия. Однако благодаря своей отстраненности Юнгер смог увидеть духовную ситуацию времени и поставить ей точный диагноз. Ему в равной мере был чужд как экстремальный натурализм, рисующий голые факты в их механической взаимосвязи, так и экстремальная мистика, привязанная к вере в магию поэтического слова. Его “алкионийские” стихи тихи, прозрачны и ясны (примерно такими словами сам Юнгер характеризовал Ницше, противопоставляя его Шопенгауэру). Они полны грации, прелести и изящества (Anmut). Такая поэзия, как и всякая настоящая поэзия, не несёт на себе следов труда и надрыва; она есть подарок, такой же подарок, как и счастье. Счастье тождественно благу, избытку, цельности и спасению. В эпоху нигилизма, вовлекающего в беду всю землю, Юнгер пытался обрести пути к подлинной свободе, находя её предзнаменования в праздничности и весёлости (Heiterkeit), незамутнённой жизнерадостности греческого праздника. В эпоху “тотальной мобилизации” и “совершенства техники”, придающих времени и пространству абсолютную динамику, его внимание было захвачено циклическим временем мифа, возвращающимся к себе движением круга. В эпоху обманчивой надёжности, бездомности и неустроенности мира, безымянного страха и отчаяния Юнгер открыл новый опыт времени, став певцом “новой потаённости” (О.Ф. Больнов). “Лишь там, где основа колеблется, возникает основа, и лишь ненадёжным поверяется надёжность человека” (из предисловия к поэтическому сборнику 1947 г. “Silberdistelklause” (“Хижина посреди серебристого чертополоха”). Фридрих Георг Юнгер был не одинок в своем поиске. Мартин Хайдеггер, осмысляя бедственность нашего положения, смог увидеть суть техники в выводящем на свет раскрытии потаённости. И неслучайно, что оба мыслителя чутко прислушивались к голосу Гёльдерлина:

Wo aber Gefahr ist,

Wachst das Rettende auch.

Но там, где опасность, вырастает

И спасительное.

Вот краткое жизнеописание поэта. Фридрих Георг Юнгер родился 1 сентября 1898 г. в Ганновере, в земле Нижняя Саксония. Он был на три года младше Эрнста Юнгера, который впоследствии был для него не только братом и другом, но и постоянным сподвижником, спутником, соратником, соавтором и собеседником. В 1911 г. оба брата вступают в молодежную организацию “Перелетные птицы” (Wandervogel), которая объединяла многих юношей, искавших приключений и стремившихся вырваться из тесного мира бюргерской морали отцов и дедов. Вслед за Эрнстом, Фридрих Георг идёт добровольцем на войну. Однако ему, в отличие от старшего брата, не было суждено снискать славу. В 1917 г., в своей первой битве, он получил тяжёлое ранение (которое давало о себе знать ещё много лет спустя) и провёл остаток войны в госпитале. И тем не менее он продолжал служить в Рейхсвере, сократившемся по условиям Версальского мира до 100.000 человек. Уйдя в отставку в звании лейтенанта в 1920 г., он начинает изучать юриспруденцию. Впрочем, после защиты диссертации в 1924 г., он работал по специальности совсем недолго. Недовольство Версалем и Ноябрьской революцией, которое разделяли многие фронтовики молодого поколения, приводит Юнгера в круг национал-революционеров и национал-большевиков. С 1926 г. он живёт как свободный писатель в Берлине.

Его круг общения в 20–30-е гг. составляли видные политические деятели, писатели и публицисты Эрнст Никиш, Франц Шаувекер, Гуго Фишер, Эрнст фон Заломон и, конечно, Эрнст Юнгер. Он сотрудничал с журналами “Widerstand” (“Сопротивление”), “Arminius” (“Арминий”) и “Die Kommenden” (“Грядущие”). Помимо нескольких десятков статей и предисловий из-под его пера в этот период вышли эссе “Марш национализма” (1926), которое можно назвать манифестом национал-революционеров, и “Война и воин” (1930) — текст, который можно рассматривать как дополнение к первой редакции “Тотальной мобилизации” Э. Юнгера. Тогда же он вместе с братом совершает путешествия в Далмацию, Неаполь, на Сицилию и острова Эгейского моря.

После легальной передачи власти в 1933 г. и установления господства национал-социалистов, братья Юнгеры сторонятся всякой публичной деятельности и навсегда оставляют большой город. В 1934 г. в издательстве Эрнста Никиша “Widerstands-Verlag” выходят “Стихотворения” Фридриха Георга Юнгера. Элегия “Мак”, содержавшая недвусмысленный выпад против плебейского “опьянения властью”, привлекает внимание Гестапо (допросы продолжались вплоть до 1945 г.). Следуют аресты ближайших друзей и обыск в квартире брата.

Таким образом, место публицистики всё больше занимает тихая и глубокая работа осмысления. В 30-е гг. появляются ещё два сборника стихов и эссе “О комическом” (1936). В 1939 г. Юнгер заканчивает работу над первым вариантом “Совершенства техники”, одной из своих наиболее весомых книг. После женитьбы на Цитте Вейкхардт он поселяется в Иберлингене, небольшом городке на берегу Боденского озера, который остался для него единственным домом до конца жизни.

В 1941–42 гг. Юнгер знакомится с Мартином Хайдеггером, Витторио Клостерманном, Рудольфом Шлихтером, Адольфом Горионом и Леопольдом Циглером. В 1942 г. он публикует эссе “Греческие боги”, ставшее первой частью вышедшей полностью в 1947 г. трилогии “Греческие мифы” (Титаны — Боги — Герои). И если в “Совершенстве техники” автор фиксировал автоматизацию человека в современном мире, то здесь он попытался показать пути преодоления европейского нигилизма. Техника несет разрушение, механизация труда не создаёт ни досуга, ни богатства, а приводит лишь к хищнической эксплуатации. “Die Wuste wachst: weh Dem, der Wusten birgt”, “Горе тому, кто несет в себе пустыню”! Исцеление (спасение) возможно тогда, когда на место рабочего, который связан с техникой, расточающей богатство мира, придет возделыватель, знающий о нетронутой земле.

После войны философские произведения Юнгера, всегда исходившего из ситуации “здесь и сейчас”, получили широкую известность. Уже первое “регулярное” издание “Совершенства техники” (Vittorio Klostermann, 1946) вызвало оживлённые дискуссии (в 1953 г. книга была опубликована на английском языке в США). В 1953 г., выступая в рамках чтений, организованных Баварской академией изящных искусств, Юнгер плодотворно общался с Вернером Гейзенбергом и Мартином Хайдеггером (тема: “Искусства в техническую эпоху”), выступил с докладами “Язык и исчисление”, “Слово и знак”. В 50–60-е гг. вышло несколько книг рассказов, две книги воспоминаний, сборники стихов и эссе, и наряду с ними — перевод “Одиссеи”. В последнее десятилетие он много путешествовал: Ближний Восток, Шпицберген, Гренландия; останавливался в качестве почётного гостя на Villa Massimo в Риме. В начале 1970-х гг. вместе с Максом Химмельхебером было предпринято издание журнала под названием “Scheidewege” (“Перепутья”). 20 июля 1977 г. Фридрих Георг Юнгер умер в Иберлингене, где прожил почти 40 лет. В следующем году его вдова Цитта Юнгер подготовила к печати первый том собрания сочинений.

Имя Фридриха Георга Юнгера известно немногим. Не только в России, но и на своей родине, хотя послевоенная Германия оказалась щедрой на почести.

1950 г. — Литературная премия Баварской академии изящных искусств;

1953 г. — Премия им. Иммерманна города Дюссельдорф;

1955 г. — Боденская премия города Иберлинген;

1956 г. — Литературная премия Федерального союза немецкой промышленности;

1958 г. — Премия им. Вильгельма Рабе города Брауншвейг; почётный доктор Фрайбургского университета;

1960 г. — Большая премия в области искусства земли Северный Рейн-Вестфалия;

1963 г. — Большой крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия.

Философская эссеистика:

Die Perfektion der Technik (1946)

Griechische Mythen (1947)

Maschine und Eigentum (1949)

Nietzsche (1949)

Die Spiele (1953)

Gedachtnis und Erinnerung (1957)

Sprache und Denken (1962)

Die vollkommene Schopfung (1969)

Стихотворные сборники:

Gedichte (1934, 1935, 1936, 1943)

Der Taurus (1937, 1943)

Der Missouri (1940)

Der Westwind (1947)

Die Silberdistelklause (1946)

Weinberghaus (1946)

Die Perlenschnur (1947)

Morgenlandische Stadt (1952)

Iris im Wind (1952)

Schwarzer Flu? und windwei?er Wald (1955)

Es pocht an der Tur (1968)

Прозаические произведения:

Grune Zweige (1951)

Die Pfauen und andere Erzahlungen (1952)

Der erste Gang (1954)

Zwei Schwestern (1956)

Spiegel der Jahre (1958)

Kreuzwege (1961)

Wiederkehr (1965)

Laura und andere Erzahlungen (1970)

“Пустошь” была опубликована в сборнике “Anteile” к шестидесятилетию Мартина Хайдеггера.

Junger F.G. Die Wildnis // Anteile. Martin Heidegger zum 60. Geburtstag. — Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann., 1950. S. 235–244

(c) 1950 Vittorio Klostermann, Frankfurt am Main, from: Anteile. Martin

Heidegger zum 60. Geburtstag (в журнальном варианте обычно помещается под текстом)

Источник:

ФИЛОСОФСКАЯ ГАЗЕТА: Традиция, Религия, Культура
http://www.phg.ru/