Игорь Лавриненко
МИСТИКА ВОЗВРАЩЕНИЯ ГОСУДАРЯ
“Грядущие государи прошлого”
Заявленная тема не оригинальна. О “государях прошлого и грядущего” написано немало книг и статей. Поэтому оригинальным в наше время может быть только вера в их реальность
, вера в их действительное возвращение, вера в возможность стать рядом с ними в Последней Битве и плечом к плечу сражаться за идеалы Добра и Света, за Истину и Любовь, за Чашу Святого Грааля.Вот только чтобы защищать что-то, надо самим обладать этим. Чтобы защищать Святой Грааль, его надо сначала достичь. И здесь не обойтись без образа короля Артура и рыцарей Круглого Стола.
О короле Артуре известно очень много. Но в то же время неизвестно ничего. По каждому факту его биографии любой может спросить: “А правда ли это? Да и был ли король Артур?”. Но ведь любой может спросить и “А был ли Иисус Христос?”. И многие спрашивали, и многие отвечали. Одни отвечали “да”, другие отвечали “нет”. То, что я хочу сказать, не для тех, кто отвечает “нет”. Я обращаюсь только к тем, кто отвечает “да”!
Итак, король Артур
.Мы знаем, что король Артур появился в Британии именно тогда, когда она испытывала одно из самых тяжких испытаний – нашествие англов, саксов и ютов, нашествие язычников. Артур появился словно ниоткуда, из потаённого места, расположенного где-то на Севере, где воспитывался в семье сэра Эктора как его сын. Но чудо извлечения меча из камня показало, что он и есть истинный король Британии.
Примечательно, что меч в камень вложил язычник Мерлин, а извлёк христианин Артур. Здесь символизм – мечи языческих героев по праву переходят героям христианского мiра
.Что случилось потом, хорошо известно. Король Артур создал Рыцарство Круглого Стола, главная цель которого была не победа над вторгнувшимися на британские земли англо-саксами, а поиски Святого Грааля. Но именно поэтому победа над незванными пришельцами и дана была им. Как сказал король Пелес, “…лишь тому достаётся честь победы, кто сам исполнен чести и живёт праведной жизнью, кто любит Бога и страшится Бога. А иначе никогда не достичь ему славы, будь он хоть как никто мужествен и могуч”. Ибо, как известно, главную победу, какую может одержать человек – это победа над самим собой. А поиски, взыскание Грааля – на самом деле есть поиск собственной чистоты, поиск святости. Потому и сказал король Пелес: “Лишь только одного не приемлет чудодейственный Грааль - чрезмерных желаний”. Только поборов себя самого, обретаешь душевный покой. “Необходимо научиться сражаться, не помышляя о “плодах деяний твоих”, иначе искушение победит и сражение окажется безполезным”.
Все рыцари Круглого Стола прекрасно знали, где находится Чаша Святого Грааля – в замке Корбеник в Опустошённых землях (кстати, аналог “опустошённой” после Распятия Христа Святой Земли). Но они не смели направляться прямо к ней, осознавая своё недостоинство видеть её. Здесь уместно вспомнить слова римского сотника: “Господи! …я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой…”
(Лк. VII, 6). И потому немногие удостоились того, чтобы лицезреть Святой Грааль.При этом говорят, что если кто-то помимо Святого Грааля видел также копьё Лонгиниуса, с которого капала Кровь Господа нашего Иисуса Христа, это означало, что рыцарь всё-таки ещё не достиг полноты святости и поиски Святого Грааля для него должны быть продолжены.
Почему это важно понимать? Потому что уход короля Артура из нашего мiра, погружение его в чудесный сон совпадает с уходом из нашего мiра и Святого Грааля. Это справедливо. Зачем нужен Святой Грааль, если его никто не взыскует?
Зачем нужен Круглый Стол, если рыцарство разделилось? Причём разделилось между отцом и сыном, Артуром и Мордредом. Хотя об этом в древних валлийских легендах говорится иначе, чем в позднейших интерпретациях, носящих политический оттенок. Мордред (Мердауд) – не законченный злодей, а жертва обмана. И это верно, ибо “не может дерево доброе приносить плоды худые” (Мф. VII, 18). Сатана, зная свою слабость, редко использует своих рабов непосредственно в битве. Он предпочитает действовать обманом, ибо “он лжец и отец лжи” (Иоан. VIII, 44).Последние двести лет истории в каждом государстве Европы наглядно продемонстрировали нам тот же сценарий, что был разыгран в Британии времён короля Артура. А для начала Камланнской битвы хватило всего лишь блеска меча, который был поднят на подползавшую змею. Разве не вспоминается при этом Книга Деяний апостолов? Если в твоей душе есть истинная вера, разве может тебе повредить что-либо материальное – змея, яд…? Ужалившую тебя змею следовало просто стряхнуть в огонь, как это сделал апостол Пётр, оказавшись после бури на острове. Ибо Господь дал сынам Его власть “брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им…”
(Мк. XVI, 18). Но вера иссякла и Британия пала. Падение всегда начинается изнутри. Внешним нашествием-завоеванием оно лишь завершается. Не сражаться друг с другом, а отправляться на поиски Святого Грааля, следовало рыцарям и короля Артура, и Мордреда.Знаменательно, что битва произошла именно в Камланнской долине, возле Солсбери, куда Мерлин перенёс “пляску великанов” – Стоунхендж. Этот, перенесённый им памятник должен был олицетворять славу бриттов. И вот, рядом с ним, бритт пошёл на бритта.
Что ж, начало и конец всегда совпадают. День Благовещения и День Распятия, как известно, совпали – 25 марта. (Как и в нынешнем, 2005 году.) Совпало и место упокоения Адама и распятия Христа: в подножии креста был найден череп Адама. Да и Последняя Битва, как известно, также произойдёт в Святой земле. Там же, где были явлены Крестные страдания Иисуса и Его Воскресение.
Символом этого единства, цельности и даже вечности является не только Святой Грааль, но и Кольцо. Оно же и символ власти. Именно за него на самом деле идут все битвы мiра. Но, как говорится, кольцо может стать не только нимбом над головой или короной на челе, оно же может стать и петлёй на шее. И потому, чтобы получить право на ношение кольца власти, нужно сначала достичь Святого Грааля.
В дурных руках и Святой Грааль и Кольцо власти могут принести только несчастье. Кольцо (также как и меч, копьё…) являются орудиями царского духовного служения. Однако, будучи использованы как орудия силы, они уничтожают их владельца изнутри. И даже уничтожаются сами. Так ломался меч, поднятый за неправое дело; так раскалывалась на части чудесная чаша кельтских сказаний, когда в её присутствии говорили ложь…
Вот и раненный король Артур удаляется из нашего расколотого мiра, полного лжи. История его ухода на остров Аваллон хорошо известна. Да и его ранение не случайно. Эта рана была нанесена не только на материальном уровне, но и на уровне духовном. Был ранен не только король Артур, ранена сама идея христианского государства. А она заключается в том, что христианское государство возможно только в христианском обществе. Нужны ли революционной Франции или советской России христианские законы, христианские правители? Нужны ли они России демократической? Нет. Потому что нет тех, кто готов им следовать и повиноваться. Нужен ли король Артур рыцарям Круглого Стола, если даже его родной сын не желает его почитать?
Здесь мы подходим к тому условию, которое необходимо для возвращения Артура, для возвращения Государя. А оно предельно просто. Надо начинать поиски Святого Грааля
! Не зря в Средние века говорили: “наше будущее – в нашем прошлом!” Ибо потеря Святого Грааля - есть следствие отрыва от первозданной традиции. Он был взят из нашего мiра, потому что оказался никому не нужен. Когда же в нём возникнет нужда, Господь обязательно явит его нам, пусть даже вместе с копьём Лонгиниуса. Это копьё, кстати, можно лицезреть и сегодня, в венском музее. Священные реликвии сданы в архив, хотя их место в соборах. Как же можно ожидать прихода Государя, не приуготовляя ему путь? Ведь даже Христу потребовался Иоанн Предтеча!А вот, если мы явим поражённой Европе новых рыцарей, взыскующих Святого Грааля, вместе с Чашей нам будет явлен и король Артур. Но неизбежному приходу короля должно предшествовать неизбежное условие поиска Святого Грааля его рыцарями. Тоскливое пророчество Т.С.Элиота, вынесенное в эпиграф знаменитой книги П.Дж.Бьюкенена “Смерть Запада”, о том, что наш мiр закончится не “взрывом”, а “всхлипом”, исполниться не должно.
Кстати, по одной из легенд король Артур даже не уснул, а превратился в ворона. И здесь невольно вспоминается провидческий сон шотландско-английского короля Карла II Стюарта. В своё время ему было откровение о том, что, если знаменитые тауэрские вороны покинут Тауэр, то английская монархия исчезнет. С тех пор в Тауэре в специальных домиках живут вороны. В этой истории виден явный символизм. Монархия не может пасть до тех пор, пока в наших сердцах остаётся надежда на возвращение короля Артура. Причём, даже после подмены истинной, католической династии ложной, протестантской. Ибо только король “служит залогом равновесия, незыблемым перводвигателем, поддерживающим равновесие и связи в обществе, а также обезпечивающим благосостояние и процветание своего государства”
.Здесь легенда о спящем короле Артуре и рыцарях Круглого Стола перекликается с легендой о святом короле Вацлаве Чешском, жившем в начале X века и являющемся покровителем Чехии. Он считается “постоянным чешским монархом на небе, а его трон на земле лишь временно занимает тот или иной государь, являясь тем самым всего лишь его наместником”. Однако кроме этой официальной позиции, существует легенда, что святой Вацлав “спит со своим священным воинством в тайной, до поры укрытой от взоров людей горе и ждёт своего часа, чтобы во главе своих витязей навеки освободить чехов и принести стране долгожданное величие ушедшей в легенды седой старины”
.В этом смысле следует говорить об “архетипе священного воинства”, сохранившемся в сознании каждого народа. Несомненно, “образ спящего короля, который лежит, но готов спасти свой народ в годину великой опасности, воплощает в себе идею стабильности в ненадёжном мiре… Героизму, спящему или нет, нельзя позволить умирать, в этом дух нации”.
Итак, по легенде, рядом с королём Артуром спят и его верные рыцари Круглого Стола. Все они, и король Артур, и его рыцари спят отнюдь не безпробудным, не летаргическим сном. И иногда Артур посылает в наш мiр своих рыцарей для исполнения некой важной миссии. Так, как это описано в поэме о Лоэнгрине, рыцаре Лебедя.
Впрочем, и у них для нахождения в нашем мiре есть одно условие – рыцарь должен действовать не узнанным. Никто не вправе знать, кто он и откуда. Цена за известность – неизбежный уход. Пример этому показал Сам Иисус, когда просил не рассказывать о Нём тех, кого Он исцелял. Тайна – обязательное условие чуда. Как говорил один из главных героев эпоса “Властелин колец” Арагорн: “Настанет тёмное время безвестной доблести: никто не узнает о подвигах последних защитников родимого крова”. Стать таким рыцарем может каждый званный. Вот только не каждый избран
…Избранность же героев выражается в том, что они начинают жить вне времени и исторического пространства. По словам Джеральда Уэльсского король Артур “удаляется в уединённое место – туда, где смерти не существует”. Тем самым на короля Артура, как, впрочем, и на любого героя прошлого и грядущего, возлагается особый “вид временного безсмертия”. Для анти-героев, как Каин или Агасфер, такое безсмертие является наказанием. Для героев же это особое призвание, миссия, подобная той, что возложена на ветхозаветных пророков Еноха и Илию. По Преданию, они, также как и “короли прошлого и грядущего” явятся перед кончиной мiра.
Предвосхитить их приход должна Чаша Святого Грааля, которую должны взыскать новые рыцари Европы.Как известно, Чашу Святого Грааля называют
Sangreal – Истинная Кровь или Королевская Кровь. Кровь Христа, собранная в эту Чашу святым Иосифом Аримафейским, действительно является Драгоценнейшей Королевской Кровью. В латинской традиции есть даже особая Литания (Молитва) Драгоценнейшей Крови Спасителя. Есть и специальный праздник.Говоря о крови, и крови королевской нельзя обойти тайну крови Меровингов. “Длинноволосые короли” никогда не выбирали своих супругов. Они считали свою кровь настолько особенной, что “её нельзя было ни облагородить никакими средствами, ни ухудшить кровью рабов”
.Более того, в те времена считалось, что истинным монархам нет нужды в коронации, поскольку их королевский статус всегда в крови короля. Это, так называемое, “алхимическое наследие королевской крови”. Мvропомазание на царство, как обязательный атрибут монархии, появился гораздо позже, начиная с Каролингов. Хотя, считается, что и в Карле Великом, и в Пипине Коротком также текла благородная кровь Меровингов. (Правда, иногда это опровергают.) Просто Церковь начинала более крепко держать свой второй, светский меч, а Каролингам в свою очередь хотелось закрепить свои претензии на королевский престол франков.
Итак, Карл Великий
.В отличии от Логрии короля Артура полученное им наследство было более чем великолепно. Если можно так сказать, оно имело тройной фундамент. Первый был заложен ещё Хлодвигом, который является автором начальных аккордов симфонии франкского Государства и Церкви. В свою очередь Карл Мартелл является основателем того самого феодального общества, которое затем было перенято всей Средневековой Европой. Именно он создал его юридический фундамент, социальную основу, нового для того времени, общества. Он также значительно расширил франкские владения и был первым, кто дал по носу зарвавшимся арабам, остановив их продвижение в Европу в битве при Пуатье. И, наконец, автором третьего фундамента является Пипин III Короткий. Он строил уже не просто одно из варварских королевств, он строил “Град Божий” на земле, в августиновском смысле этого термина.
Почему же именно о Карле Великом возникла легенда, что он подобно королю Артуру не умер, а всего лишь уснул, “удручённый всеобщим злом и несправедливостью…”, и придёт время, “он воспрянет ото сна и спасёт всех нас…”? Постепенно даже сложился “Каролингский цикл”, почти не уступающий в популярности “Артуровскому циклу”.
На самом деле ответ достаточно прост. Пипин III Короткий строил “Град Божий”, так сказать, в одной, отдельно взятой стране. Карл же начал строить “Град Божий” как Империю. Причём такую, какая могла бы действительно явиться преемницей Римской Империи. (Что, конечно, не могло нравиться в Константинополе, но это отдельная тема.)
И хотя Римская Империя Карла Великого развалилась почти сразу же после его ухода из нашего мiра, ему удалось создать нечто иное, даже более великое. Ему удалось дать жизнь идее единой христианской Европы. Карл Великий стал первым европейцем, основателем и идеологом будущей Европы, обязательной составляющей которой является и Россия.
Здесь стоит напомнить, что по одной из легенд будущий русский князь Рюрик и его старший брат Гаральд вместе с семьями были крещены по латинскому обряду в 826 году, ещё будучи вассалами именно Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого.
Кстати, существует т.н. “шумская легенда”, получившая распространение в XIX веке, гласящая о том, что в Шум-горе в Новгородской области первый русский князь Рюрик также готовит своё возвращение. (Эту могилу в 1942 году искали и археологи Третьего Рейха.) Таким образом, в восточно-европейской традиции также есть мотивы “возвращения государя”, особенно усилившиеся после революционных событий 1917 года. Так, в частности, считается, что вернувшийся русский государь будет не только представлять династию Романовых, но и древнюю династию Рюриковичей.
Итак, даже после распада Империи Карла Великого на будущие Францию, Германию, Италию и другие страны, Христианская Ойкумена духовно осталась единой. Реконкиста Испании и Крестовые походы, в которых участвовали рыцари со всех стран Европы, в том числе из Руси (о чём сказано даже в “Слове о полку Игореве”), свидетельствуют о том, что христианская Европа была едина. И боль одной её части, немедленно отдавалась в другой. И это заслуга Карла Великого, даже имя которого стало королевским титулом.
“Град Божий” не стал Империей, но построен всё-таки был. И, как и королевство Артура, он пал от рук обманутых ложными идеями протестантов-реформаторов. И вновь как в Камланнской битве брат пошёл на брата. Непослушание отцу (Папе) вновь стало началом конца. Неслучайно эпоха Крестовых
походов заканчивается именно в период Реформации.Ныне Европа вновь пытается объединиться. Но основания её объединения ложны, ибо они материальны: единый рынок, единая валюта, единая конституция… В Средние века единство Европы было духовным. Её объединял
Крест Христов, а единой Конституцией была Библия. Поэтому, вернуть истинное, а, следовательно, духовное единство Европы можно только через Христа. Ничто иное, её объединить не может. Нам вновь пора садиться на наших Росинантов и отправляться на поиски Святого Грааля. Даже если нас назовут донкихотами.Я неспроста упомянул о Крестовых походах, окончание которых совпало с концом единой Европы. Иерусалим стал той недосягаемо-досягаемой Чашей Святого Грааля, которую стремились взыскать все благородные рыцари Европы. Неслучайно по одной из легенд Святой Грааль, прежде чем покинуть следом за королём Артуром наш мiр, совершил “паломничество” в Святую Землю. Его пронесли туда последние рыцари Круглого Стола. Этим, Святой Грааль словно прочертил вектор движения будущим крестоносцам.
И теперь нельзя не вспомнить ещё одного “грядущего” государя прошлого – крестоносца Фридриха II Гогенштауфена
.По сравнению с королём Артуром и Карлом Великим Фридрих II совсем неоднозначная личность. Он явно был государём иного, нового типа. Не королём-феодалом, но королём-монархом, первым абсолютистским государём. Кто-то видит в нём государя маккиавелиевского типа, кто-то первого монарха Ренессанса, кто-то предтечу государей эпохи Реформации… Он ближе к нам по времени и уже только поэтому
сложен.Как и у Карла Великого был свой знаменитый предок Карл – Карл Мартелл, так и у Фридриха II был свой знаменитый предок Фридрих – Фридрих I Барбаросса. В исторической мифологии и в случае с Карлами, и в случае с Фридрихами их личности часто сливаются
.Что же такого совершил дважды отлучённый от Церкви Фридрих II, что именно он стал героем легенд о возвращении государя? Почему его любили итальянцы из благородных семей и немцы из бедных? Почему нищенствующий орден братьев меньших францисканцев ему противодействовал, а нищенствующий орден братьев проповедников доминиканцев помогал?
Итак. Фридрих II клянётся совершить Крестовый поход, но 12 лет не делает этого даже под угрозой отлучения. Когда же Папа Григорий IX отлучает его, он всё-таки начинает свой Крестовый поход. Тогда Папа запрещает и Крестовый поход, хотя сам же призывал к его совершению. Но Фридрих твёрдо намерен исполнить свой обет. Он добирается до Палестины и, как это не удивительно, действительно освобождает Гроб Господень.
Его образ действий, правда, не столь героичен как образ действий Готфрида Бульонского, но зато практичен: Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а также ещё ряд поселений и территорий переходят под власть христиан. Против этого выступили только Папа Римский и Патриарх Иерусалимский. И кстати, если бы не это обстоятельство, Фридрих мог бы добиться и большего.
Император возложил на себя корону и стал королём Иерусалимским. Хотя и сделал это примерно также, как и Наполеон, собственноручно. Затем он вернулся в Италию, очистил своё Сицилийское королевство от папский войск, и заключил с Папой Сен-Джерменский договор. Император и Папа примирились, отлучение было снято.
В чём же была причина этого разлада? В чём вообще суть спора между гвельфами (сторонниками Папы) и гибеллинами (сторонниками Императора)? Причина в смешении кесарева и Божиего, светского и духовного… Два меча, которые должны быть направлены в одну сторону, оказались скрещёнными. Римский престол и Римская империя должны были быть подобны Христу, в котором Божественное и Человеческое нераздельно, но и неслиянно сочетались между собой. А ведь Иисус предупреждал, что “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе падёт”
(Лк. XI, 17). Так и случилось.Папа хотел командовать христианскими государями, и Господь попустил, чтобы государи перестали быть христианскими…
Государи хотели стать во главе собственной Церкви, и Господь попустил, чтобы власть государей перешла к черни…Но это пока ещё впереди. А пока… Пока в Европе продолжает происходить укрепление торговых городов – зародышей будущего капитализма. Они начинают восставать против Государя, а Государь не может этому не воспротивиться… Вот только степень подавления Фридрихом II городских волнений могла бы быть меньшей, если бы сын Фридриха Генрих не заключил бы с Ломбардской лигой союз. И здесь вновь невольно всплывает облик Мордреда. Впрочем, как всегда, прав и сын, и отец. Этого бы не случилось, если бы Фридрих, некогда подаривший своему сыну Сицилийское королевство, не забрал бы его обратно. Слишком этот германец любил Италию. И не хотел отдавать её никому. Ни сыну, ни папе. И Папа вновь отлучает его от Церкви.
И немедленно в Святой земле венецианцы нападают на владения Фридриха, нарушая при этом его договоры с египетским султаном. Султан призывает хорезмийских турок, турки нападают на Иерусалим и захватывают его. Иерусалим вновь оказывается потерянным.
В это время почти столетний Папа Григорий IX умирает и после краткого двухнедельного правления Целестина IV, Папой Римским неожиданно избирают Иннокентия IV, известного гибеллина. Однако гибеллин, став Папой, немедленно превращается в гвельфа и, низлагая Фридриха, уже в который раз отлучает его от Церкви. “Секира – у корня”, - говорит он. Начинается первая в истории тотальная война, закончившаяся только с уходом из этого мiра самого Фридриха II. Впрочем, она длилась ещё около двадцати лет, до смерти его сыновей Манфреда и Конрадина. Первый погиб в бою, а второй был обезглавлен в плену, будучи выданным одним из изменников дела гибеллинов.
Благодаря геройской смерти сыновей Фридриха II, дом Гогенштауфенов пал со славой. Однако идея единой европейской Империи, рождённой ещё Карлом Великим, была развеяна по ветру и ещё много веков не находилось кого-либо, кто пожелал бы жертвовать собой ради неё.
Победившее папство тоже проиграло. Государям больше не хотелось спорить с папами. Но и держать светский меч вдвоём с ними они тоже не хотели. Прошло совсем немного времени, и Римских пап на 70 лет заключили в Авиньоне (1309-77). А последовавшая за этим Великая Схизма (1378-1417) ещё более серьёзно подорвала их авторитет. Как и предсказывалось, началась эпоха Реформации. Цепь была разорвана из-за одного слабого звена.
В каком-то смысле гибеллины-имперцы более близки православному сознанию, а гвельфы-паписты католическому. Однако в каждом из этих политических течений присутствует некая страстность, а, следовательно, прелесть. В одном случае прелесть цезарепапизма, в другом папоцезаризма. Реальной симфонии властей подобно той, что была создана Карлом Великим и святым Львом III, ни в том, ни в другом случае не наблюдается.
А что же Фридрих? А Фридрих, не смотря на собственную могилу в Палермо, продолжал жить. Швабские доминиканцы провозгласили, что император является защитником и преобразователем Церкви, “principalis defensor Ecclesiae”. Они предсказали, что Фридрих вернётся, чтобы завершить свой труд. Легенда росла из поколения к поколению и становилась выражением чаяний немецкого (и не только немецкого) народа.
Спустя сто лет после ухода из нашего мiра Фридриха Иоанн Винтертурский пишет, что распространяется уверенность в том, что Фридрих явится во главе могущественной армии, чтобы всё преобразовать. Также говорят, что Фридрих, конечно, не умер, а исчез во время охоты с помощью кольца-невидимки, и живёт со своими слугами за морем. (Хотя мест нахождения Фридриха II называлось немало, в том числе жерло вулкана Этны.)
Это кольцо, а также одеяние из асбеста и волшебный омолаживающий напиток были якобы подарены ему легендарным королём-пресвитером Иоанном из Эфиопии. Провозглашается, что Фридрих вернётся, освободит Святой Гроб Господень, реформирует Церковь (что, кстати, актуально и сейчас) и наступит мир на земле. Он отменит все плохие новшества и евреи, (которые тогда, как, впрочем, и сейчас, олицетворяли финансовый капитал) не смогут ему повредить.
Предрекается также, что только каждый седьмой священник останется в живых. Кроме того, он выдаст всех бедных девушек и женщин за богатых мужчин и женит всех бедных мужчин на богатых женщинах. А заодно и всех монахов с монахинями. Обиженные должны получить отнятое у них, и вообще везде восстановится справедливость. Затем Фридрих отправится в Иерусалим, где откажется от императорской короны. В этом легендарном завершении миссии Фридриха II проявлена высшая мудрость жизни, ибо отказ от власти – это действительно “последнее испытание для духовного воина”.
Спустя ещё сто лет сообщается, что Фридрих живёт в Киффгейзере в Тюрингии, в пещере или в развалинах замка; “он сидит перед столом, вокруг которого несколько раз обросла его борода”. А ещё через сто лет, в 1537 году в царствование Карла V появилась уже целая поэма, предрекавшая его возвращение. Однако здесь видно, что образ Фридриха II уже идеализируется и начинает смешиваться с образом Фридриха I Барбароссы.
Особо следует сказать, что король Артур и Карл Великий, да и любой монарх до Фридриха II воспринимается как личность цельная, словно вытесанная из одного камня. Фридрих же II – это первый европейский монарх, в котором соединились несоединимые черты: героя и подлеца, Христа и антихриста
, Артура и Мордреда… Во Фридрихе II столкнулись два мифа.И, тем не менее, Фридрих должен вернуться. Должен, потому что миф отменить нельзя, как нельзя отменить закат и восход солнца. Миф должен исполниться. Ибо миф это “не гипотетическая, но фактическая реальность… и притом жизненно и конкретно ощущаемая, творимая и существующая”. Это значит, что Фридрих II неизбежно вернётся. Но придёт такой Фридрих, в приход которого мы верим. Следовательно, придёт и Фридрих, и лже-Фридрих, явится и Артур, и лже-Артур. Но не взирая на мiр глазами Христа, мы не сможем их различить. Не стремясь постоянно находиться в присутствии Божием, мы не сможет отличить Христа от антихриста.
Это очень важно понимать, чтобы в нужное время не быть застигнутым врасплох. Каждое мгновение следует быть готовым дать правильный ответ. Ибо “ответ – это всегда форма смерти”. Быть готовым дать ответ – означает готовность умереть, и умереть правильно, т.е. в правильном отношении к Богу.
Вспоминая легенду о Парцифале, изложенную Вольфрамом фон Эшенбахом, нельзя не упомянуть ту высшую добродетель, которую демонстрирует её главный герой. Это верность (triuwe), наличие которой составляет “особую, сугубо рыцарскую добродетель”. Если Аврааму в праведность вменяется его вера, то Парцифалю – его верность. И верность – это даже не просто добродетель, а особый долг христианского рыцаря, его призвание следовать своей triuwe во всевозможных жизненных ситуациях. Ибо своей жизнью, мы вскармливаем свою судьбу. Её семена вырастают из корней нашего прошлого. Из прошлого вырастают и наши мифы.
Однако чтобы “первые не стали последними”, герой должен оставаться героем до конца. Если тот, кто всю жизнь был героем, умирает предателем, он остаётся предателем навсегда. Его героизм вычеркнут из истории. Ему нет места ни на Небесах, ни в Вальхалле.
И напротив, человек может быть разбойником, вором, прелюбодеем, даже предателем… Он может вызывать омерзение одним только своим видом. Но если этот человек неожиданно закончит свою жизнь, совершив подвиг, все его прежние прегрешения зачёркиваются и он провозглашается героем. И потому воистину неважно, кем ты был, важно, кем ты стал; неважно как ты жил, важно, как ты умер.
Вот только как героем, так и предателем, может считаться только тот, кого таковым считает Господь. Помнится, Он Сам был к разбойникам причтён. И потому не люди, а Бог взвешивает сердца.
Наверное, здесь уместно будет вспомнить о сэре Томасе Мэлоре, написавшем знаменитое эпическое произведение “Смерть Артура”. Как известно, оно было написано в тюрьме. Преступления, которые ему вменяли в вину, были следующие: грабёж на большой дороге, кража со взломом, угон скота, насилие над женщиной, разорение монастырской собственности, неоплаченный долг и прочее, и прочее, в том числе, два дерзких побега из тюрьмы. Разумеется, я не знаю, как взвесил сердце сэра Томаса Господь, но мне почему-то кажется, что автора “Смерти Артура” следует искать рядом с Артуром, королём прошлого и грядущего.
Говоря о “грядущих королях прошлого” уместно вспомнить и португальского короля Себастьяна (Cебаштиау), правившего с 1557 по 1578 год. Он стал королём всего в три года. Его воспитателем был известный иезуит Луис Гонсалвес Камара. Иезуиты и определили весь ход мыслей юного короля. Он горел идеями распространения христианства и войны против неверных. Но кроме этого ему была внушена любовь к целомудрию. Даже когда по настоянию кортесов он стал подыскивать себе невесту, тем не менее, король каждый день молил Бога сохранить его целомудренным. И Бог внял его мольбе. В 20 лет, так и не женившись, он совершил свой первый поход против мавров, а через четыре года – второй.
Крестоносцев окружило мусульманское войско, вчетверо превосходившее силы короля. Началась битва. И из 18 тысяч солдат домой вернулось только 60. В битве погибло множество знатных вельмож, а также все инфанты (наследники). Короля же ни живого, ни мёртвого так и не обнаружили. Династия пресеклась. Но родилась легенда о том, что король жив и должен вернуться. Последовавшее за этим появление множества лже-Себастьянов получало массовую поддержку населения Португалии. Подобный энтузиазм можно сравнить, разве что с появлением в России лже-Димитриев. (Русский народ не желал верить в конец сакральной для него династии Рюриковичей.) Хотя для Западной Европы это было нетипично. В силу ряда факторов в Европе обычно требовали не “лучшего царя”, а “правильную церковь”. Однако эту “правильную церковь” должен восстановить именно государь.
Есть известный мотив древних мифов об умирающем и воскресающем боге. Это и египетский Осирис, и скандинавский Бальдр… Эти мифы были рассказаны до Смерти и Воскресения Христа. Рассказаны человеком, и рассказаны словами. Бог слышал их, более того, они пришли на ум человеку по Божественной воле. И Бог хотел, чтобы их рассказали… Но затем совершилось чудо. Бог Сам рассказал этот же миф людям. Но не словами, а реальным событием. Миф стал Историей. Бог действительно умер и воскрес.
Ныне мы рассказываем миф о возвращении Государя. Нам говорят – это сказка. Но мы знаем, что у Бога не остаётся безсильным никакое слово. И мы знаем, что рассказанный нами миф, есть гораздо большая реальность, чем все конституции и декларации мiра, чем все танки, ракеты и авианосцы… Наш миф – есть отражение Божественной реальности, и потому он – Истина. Государь – есть образ Бога на земле, и потому он не может избежать перенесения на него божественных свойств, в том числе и реального возвращения-воскресения.
И совсем неслучайно появление в XX-м веке такого эпического произведения как “Властелин колец” Дж.Р.Р.Толкина, третья, заключительная часть которого называется “Возвращение государя”. Приблизилось время Господне благоугодное. Мiр действительно изменился. В чём именно? Он поляризовался. Если раньше один и тот же источник мог изливать и сладкую и солёную воду, то теперь он окончательно разделился на два источника – на сладкий и солёный. Разделился тем мечом, который принёс Иисус. Он разделил и дальних и ближних, и чужих и родных. Сладкая вода, текущая в жизнь вечную, более не смешивается с водою солёной, текущей в преисподнюю. Мiр вновь стал чёрно-белым. Для одних радуга надежды, данная Господом после Потопа, стала тьмой кромешной, для других семь радужных цветов слились в яркий белый свет жизни.
Грядёт Армаггедон, Последняя Камланнская Битва, когда восстанут не только древние пророки, но и древние государи; восстанет славный король Артур, первый среди равных. И нам, чтобы оказаться в рядах Белого воинства, следует убелиться как снег.
В Средние века одним из пап Римских была высказана идея о том, что каждый Папа – святой. Аналогично можно сказать и о государях: каждый государь - безсмертен. Если Папа не святой, то, что это за папа? А если Король умирает, разве это истинный король? Верно говорят: “Слишком низко строит тот, чьи постройки не достигают звёзд”.
Нам рассказывают легенды о “ленивых” Меровингских королях. В чём смысл этого мифа? В том, что кровь Меровингов уснула? Да! Она уснула! Уснула, как и король Артур. Но она спит не на золоте, как древний дракон Фафнир. Она спит на подвигах! Артур спит в каждом из нас! Он спит в нашей крови! И его пора разбудить! Надо ударить в колокола наших сердец, и пробудить его от долгого сна! Пришло время битвы!
Однако, идя на бой, надо помнить главное: победа – это общая цель, но личной целью каждого из нас является сама честь сражаться на стороне Добра и Света, честь идти плечом к плечу с королём Артуром и Карлом Великим, честь видеть славу Божию на Небесах!
Наша цель – не построить Царство земное, а достигнуть Царства Небесного! Сражаться следует не до Победы, а до Смерти, и Смерти Крестной! Только тогда будет и Победа, и Слава, и Царство во веки веков!
Аминь.
Игорь Лавриненко
1
Мэлори Т. “Смерть Артура”, - М.: НИЦ “Ладомир”, “Наука”, 1993, с.511.2
Бонналь Н. “Толкин: Мiр чудотворца”, - М.: “София”, ИД “Гелиос”, 2003, с.149.3
См.: Гарднер Л. “Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мiра”, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, с.17.4
См.: Комаринец А. “Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола”, - М.:, ООО “Изд-во АСТ”, 2001, с.293.5
См.: Шиппи Т.А. “Дорога в Средьземелье”, - СПб.: ООО “Изд-во “Лимбус Пресс”, 2003, с..350.6
См.: Гарднер Л. “Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мiра”, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, с.293.7
Бьюкенен П.Дж. “Конец Запада”, М.: ООО “Изд-во АСТ”, 2004, с.9.8
Бонналь Н. “Толкин: Мiр чудотворца”, - М.: “София”, ИД “Гелиос”, 2003, с.151.9
Ларионов В.Е. “Витязи Святой Руси”, - М.: Изд-во “Эксмо”, изд-во “Алгоритм”, 2004, с.318.10
Даннинг Р.У. “Артур – король Запада”, - Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997, с.298.11
См.: “Мифы народов мiра. Энциклопедия”, т.1, под ред. С.А.Токарева, - М.: “Сов.энциклопедия”, 1991, с.262.12
Толкин Дж.Р.Р. “Возвращение государя. Летопись Третья из Эпопеи “Властелин Колец”, - М.: “Радуга”, 1992, с.55.13
Даннинг Р.У. “Артур – король Запада”, - Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997, с.124-126.14
Нилус С. “Близъ есть при дверехъ”, М.: 1997, с.25-29.15
Гарднер Л. “Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мiра”, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, с.62.16
Гарднер Л. “Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мiра”, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, с.21.17
См.: Левандовский А.П. “Карл Великий: через Империю к Европе”, - М.: “Молодая Гвардия”, 1999, с.31-32.18
Левандовский А.П. “Карл Великий: через Империю к Европе”, - М.: “Молодая Гвардия”, 1999, с.117.19
Лиценбергер О.А. “Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение”, - Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001, с.17-18.20
См.: “За землю Русскую!”: Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков”, - М.: “Сов.Россия”, 1981, с.116-117.21
См.: Перну Р. “Крестоносцы”, - СПб.: “Евразия”, с.234.22
См.: Перну Р. “Крестоносцы”, - СПб.: “Евразия”, 2001, с.244.23
См.: “Эпоха крестовых походов”, под ред. Э.Лависа и А.Рамбо, - СПб.: ООО “Изд-во Полигон”, М.: ООО “Фирма “Изд-во АСТ”, 1999, с.275-276.24
См.: Глогер Б. “Император, Бог и дьявол: Фридрих II Гогенштауфен в истории и сказания”, - СПб.: “Евразия”, 2003, с.228.25
См.: Глогер Б. “Император, Бог и дьявол: Фридрих II Гогенштауфен в истории и сказания”, - СПб.: “Евразия”, с.244, 246-247.26
Монро Д. “Двадцать один урок Мерлина”, т.2, - Киев: “София”, 1996, с.269.27
См.: Глогер Б. “Император, Бог и дьявол Фридрих II Гогенштауфен в истории и сказания”, - СПб.: “Евразия”, с.256.28
Лосев А.Ф. “Диалектика мифа”, - М.: “Мысль”, 2001, с.54.29
См.: Монро Д. “Друидическая магия времён Артура. Утерянные книги Мерлина”, - Киев: “София”, 1999, с.306.30
“Богословие в культуре Средневековья”, - Киев, “Христианское братство “Путь к истине”, 1992, с.218.31
См.: “Богословие в культуре Средневековья”, - Киев, “Христианское братство “Путь к истине”, 1992, с.219.32
Монро Д. “Двадцать один урок Мерлина”, т.2, - Киев: “София”, 1996, с.262.33 См.: Комаринец А. “Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола”, - М.:, ООО “Изд-во АСТ”, 2001, с.299-300.
34
См.: “Мифы народов мiра. Энциклопедия”, т.1, под ред. С.А.Токарева, - М.: “Сов.энциклопедия”, 1991, с.547-548.35 Нилус С. “Близъ есть при дверехъ”, М.: 1997, с.25-29
Использованная литература
“Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета”
, - Брюссель, 1989, 2536с.“Богословие в культуре Средневековья”, - Киев, “Христианское братство “Путь к истине”, 1992, 384с.
Бонналь Н. “Толкин: Мiр чудотворца”, - М.: “София”, ИД “Гелиос”, 2003, 368с.
Брайант А. “Эпоха рыцарства в истории Англии”, - СПб.: ООО “Издательская группа “Евразия”, 2001, 576с.
Гарднер Л. “Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мiра”, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003, 352с.
Гергей Е. “История папства”, - М.: “Республика”, 1996, 463с.
Глогер Б. “Император, Бог и дьявол: Фридрих II Гогенштауфен в истории и сказания”, - СПб.: “Евразия”, 2003, 288с.
Грин Р.Л. – “Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола”, - М.: “Молодая Гвардия”, 1981, 222с.
Даннинг Р.У. “Артур – король Запада”, - Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997, 320с.
“За землю Русскую!: Памятники литературы Древней Руси XI-XV веков”, - М.: “Сов.Россия”, 1981, 520с.
“Западноевропейский эпос”, - Лен.: “Лениздат”, 1977, 752с.
Комаринец А. “Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола”, - М.:, ООО “Изд-во АСТ”, 2001, 461с.
Лавриненко И.Г. “Чаша Добра или Приключения мугайского принца и его спутников”, - М.: “Новости”, 1998, 432с.
Ларионов В.Е. “Витязи Святой Руси”, - М.: Изд-во “Эксмо”, изд-во “Алгоритм”, 2004, 512c.
Левандовский А.П. “Карл Великий: через Империю к Европе”, - М.: “Молодая Гвардия”, 1999, 244с.
Лиценбергер О.А. “Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение”, - Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001, 384с.
Лосев А.Ф. “Диалектика мифа”, - М.: “Мысль”, 2001, 558с.
“Мифы народов мiра. Энциклопедия”, т.1, под ред. С.А.Токарева, - М.: “Сов.энциклопедия”, 1991, 671с.
Монро Д. “Двадцать один урок Мерлина”, т.2, - Киев: “София”, 1996, 320c.
Монро Д. “Друидическая магия времён Артура. Утерянные книги Мерлина”, - Киев: “София”, 1999, 416с.
Мэлори Т. “Смерть Артура”, - М.: НИЦ “Ладомир”, “Наука”, 1993, 900с.
Нилус С. “Близъ есть при дверехъ”, М.: 1997, 320c.
Перну Р. “Крестоносцы”, - СПб.: “Евразия”, 2001, 320c.
Полас С. “Нострадамус 1999”, - Киев: “София”, 1997, 256с.
Толкин Дж.Р.Р. “Письма”, - М.: Изд-во “Эксмо”, 2004, 576с.
Толкин Дж.Р.Р. “Возвращение государя. Летопись Третья из Эпопеи “Властелин Колец”, - М.: “Радуга”, 1992, 352с.
Шиппи Т.А. “Дорога в Средьземелье”, - СПб.: ООО “Изд-во “Лимбус Пресс”, 2003, 824.
“Эпоха крестовых походов”, под ред. Э.Лависа и А.Рамбо, - СПб.: ООО “Изд-во Полигон”, М.: ООО “Фирма “Изд-во АСТ”, 1999, 1088с.