*MESOGAIA-SARMATIA*
Imperium Internum
(РОССИЯ - УКРАИНА - БОЛГАРИЯ - ГЕРМАНИЯ)

ДА ГРЯДЕТ ХЕЛЬГИ АВАТАРА !            A HAIL TO THE FORTHCOMING HELGI AVATAR OF LAST TRUMPETS !            VIVA LA REVOLUTION NATIONAL POPULAR !            DIE NEUE PARTEI DAS GEISTES !              РИМ И СКИФЫ, ТРЕПЕЩИТЕ !    НАСТУПИЛО ВРЕМЯ САРМАТ !       МЫ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ !

Дмитрий Шабанов
Пояс Шимона-Пояс Богоматери

Сейчас будет небольшая серия моих последних измышлений предварительного характера о русско-варяжских связях XII в.

1. О том, что Пояс Шимона - это Пояс Богоматери.

2. О том, что Пояс и Венец Шимона перенесены к нам в середине 12 в. из Конунгхелла.

3. О том, что киевские мощи св. Климента в середине 12 в. были переданы в Данию.


Все очень сырое, но лучше записать.

Что мы имеем? Рассказ о варяге Шимоне в начале Киево-Печерского патерика: Есть варяжский князь Африкан, брат Якуна Слепаго, у него два сына Фрияндъ и Шимон, после смерти Африкана Якун изгоняет племянников.

Африкан сделал большое распятие, с которого Шимон, отправляясь в изгнание, прихватил Пояс и Венец. При этом ему был глас Христа, запрещавший надевать этот Венец на главу, т.к. он должен висеть над церковным алтарем церкви Богоматери. О. Григорий заметил (http://hgr.livejournal.com/279063.html), что Венец и Пояс - это царские инсигнии.

С Венцом особых проблем не возникло. Венец, который возлагается монархом (императором Иовианом) на Голгофу известен из т.н. сирийского романа о Юлиане (5 в.). Что-то такое сделал, вроде, Карл Великий, в свое время, т.е. в начале 9 в. (я слышал только звон, но не знаю где он). Потом коронационные чины крестоносцев (13 в.) употребляют Терновый Венец как царскую инсигнию. Еще о. Григорий упоминал, что он где-то слышал, что, вроде, какой-то норвежский конунг купил у крестоносцев Терновый Венец еще раньше чем это сделал Людовик Святой в 13 в., но, правда, это так и не уточнилось.

Но в целом понятно, что Венец с Креста - это такая царская инсигния и отсылка в Иерусалим (трансляция Сиона).

А вот с Поясом возникли проблемы (http://hgr.livejournal.com/674500.html). В конце концов, о. Григорий отождествил Пояс Шимона и ожерелье из страны Бьярмов, о котором повествует Снорри Стурлусон в Саге об Олафе Святом (http://hgr.livejournal.com/671541.html)

Но эта теория мне не кажется убедительной, потому что

1. Ожерелье и пояс - это, все-таки, разные вещи,

2. мне кажется очевидным, что пояс Шимона - это Пояс Богоматери. Известно, что на Западе было распространено изготовление почитаемых копий Поясов Богоматери. Такая реликвия с 9 в. хранилась в бенедектинском монастыре Нотр дам де Лош. Вообще для Запада 9-12 вв., судя по всему, характерно почитание таких "метрологических" святынь. В основанном в 1181 г. вюртенбергском аббатстве Бебенгаузен почитались меры длины Тела Христова и Гробницы Богоматери. А в средневековом (не знаю даты) Регенсбурге была даже капелла Роста Богоматери. Пояс Шимона хорошо вписывается в этот ряд, особенно если вспомнить, что он, по свидетельству Патерика, явился мерой для постройки целого ряда Богородичных церквей - Успенской церкви Печерского монастыря, Успенской церкви в Ростове и Успенской церкви в Суздале. Есть очевидная связь между Успенской церковью Печерского монастыря и Влахернской церковью Положения Ризы Богоматери в Константинополе (будем считать, что это очевидно и не станем об этом распространяться). Кроме того Киево-Печерский Патерик повествует, что когда заболел юный князь Владимир Мономах, его обложили Поясом Шимона и он исцелился. Это явное повторение истории исцеления жены императора Льва Мудрого - императрица тяжело заболела, тогда Лев обложил ее Поясом Богоматери и она исцелилась (об этом говориться, в частности, в "Сказании о Поясе Богоматери Халкопратийской", которое издал М. Жюжи в 1913 г.).

Всего этого, кажется, достаточно, чтобы убедиться в том, что Пояс Шимона - это одна из почитаемых копий Пояса Богоматери, культ которых был распространен в Западной Европе 9-12 вв.

Кроме того, если пояс Шимона - это Пояс Богоматери, тогда совершенно понятно и естественно его положение рядом с Венцом, снятым с Креста. Венец с Креста - это Иерусалим, а Пояс Богоматери - это палладиум Константинополя. Венец и Пояс - это царские инсигнии, отсылающие сразу к обоим великим царствам - Иерусалиму и Константинополю. Это подтверждается и маршрутом скандинавских путешествий на Восток, известным из Саг, который обязательно включает в себя Иерусалим и Константинополь.

Но почему же Пояс называется в Киево-Печерском Патерике поясом Христа, а не Богоматери? Можно предположить, что реликвии, вероятно, какое-то время хранились вместе - Крест, Венец и Пояс. Поскольку главное почитание оттягивал на себя Крест, то смысл Пояса, как особого символа, скоро забылся. Пояс стал ассоциироваться с Крестом, также как с Крестом ассоциировался Венец. Первоначальное значение Пояса забылось и Пояс Богоматери превратился в пояс Христа с Распятия.

Итак, Пояс и Венец должны иметь византийское происхождение (вероятно они были привезены скандинавами из очередного путешествия на Восток, которое традиционно включало в себя Иерусалим и Константинополь), но на Русь попали из Скандинавии (об этом прямо говорит Патерик и я не вижу оснований ему не верить, да и требуется время, чтобы люди успели забыть о том, что привезенный Пояс - это Пояс Богородицы и стали относить Пояс к скандинавскому (и в Скандинавии же оставленному) Кресту Африкана, это может быть только если реликвии действительно почитались в Скандинавии).

И еще одно важное заключение, в серии реликвий - Крест, Венец и Пояс - доминировал Крест (что и понятно), который остался в Скандинавии и на Русь не попал, но почитание Креста было столь важно, что Патерик сохранил его детальное описание.

УПДАТЕ: необязательно настаивать на том, что Пояс Богоматери стал Поясом Христа во время их совместного почитания именно в Скандинавии. Пояс Шимона теретически может иметь отдельное происхождение. Но потом, уже на Руси, реликвии -Венец со скандинавского Креста и Пояс (теретически можно предполагать, что Пояс в Скандинавии никогда и не бывал) - контаминировались во время их совместного почитания в Успенской церкви. Но об этом потом.

(продолжение следует)


Венец Шимона - святыня из Конунгхелла

Теперь переходим к именам: Симон и Фриянд, сыновья Африкана, а также Якун Слепой.

Сначала о первых трех именах. Ф.А. Браун, как мне кажется, вполне убедительно объяснил "Фриянда" как имя нарицательное: причастие первое fríandi, frjándi от глагола frjá, что означает "родич" (http://hgr.livejournal.com/665667.html).

Получается: Симон, родственник Африкана.

О. Григорий попытался произвести Африкана от afraki, что значит "вождь", но был, как я понял, не поддержан Еленой Гуревич (я что-то не могу найти переписки о. Григория с Е. Гуревич, вроде бы она еще недавно была в ЖЖ?)

Но в начале о. Григорий пытался связать Африкана с Африкой, которой, как он считал, у скандинавов называются арабские земли, в том числе и Палестина. Потом он от этой гипотезы, судя по всему, отказался. Мне же кажется, что нужно к ней вернуться, и предположить, что Африкан - это просто Африкан, т.е. тот, кто бывал в Африке. Насколько я понимаю, "Африкой" в сагах называются западные земли арабов, а не восточные (т.е. Палестина не при чем). И мы знаем, как минимум, двух конунгов, которые в этой "Африке" бывали.

Это Харальд Суровый (ум. 1066) и Сигурд Крестоносец (ум. 1130).

О Харальде Суровом Снорри Стурлусон просто прямым текстом пишет, что он "много лет" (!) провел в Африке. После длительного плавания по Греческому морю Харальд "... пошел со своим войском на запад, в Африку, которую веринги называют Страна Сарацин. Его войско тогда сильно увеличилось. Он захватил в Стране Сарацин восемьдесят городов. Некоторые из них сдались ему, другие же он взял силою. Потом он отплыл на Сикилей."

И дальше: "Харальд провел в Африке много лет, захватил огромные богатства, золото и всякого рода драгоценности".

А Сигурд Крестоносец не просто побывал в тех же местах, что и Харальд (т.е. в стране сарацин, на Запад от Греческого моря), но сага просто детально описывает его многочисленные приключения в Испании и на каких-то островах между Испанией и Сицилией, где Сигурд все время героически сражается с "язычниками", т.е. мусульманами. Потом, проведя много времени на Сицилии у Роджера, он отправляется в Иерусалим, Константинополь и на Кипр. Другими словами, Сигурд - это Африкан в лучших традициях.

Теперь еще одна особенность - в окружении Харальда мы не видим никаких Симонов, а вот сразу после Сигурда из Симонов в сагах начинается целый водопад. Имя Симон носят многие знаменитые личности (обычно в виде Сэмунд или Симун). Поэтому оставляем пока Харальда в покое и начинаем рассматривать Сигурда внимательней. Не мог ли он привести с Востока чего-нибудь эдакого, что потом с каким-нибудь его родственником по имени Симон могло попасть на Русь? И впрямь сага говорит, что в Иерусалиме "Бальдвини конунг подарил Сигурду конунгу много святынь". И дальше: "По совету Бальдвини конунга и патриарха взяли стружку от Святого Креста, и они оба поклялись над святыней, что это действительно стружка от Святого Креста, на котором Сам Бог был замучен. Затем эту святыню передали Сигурду конунгу с условием, что он и двенадцать его людей раньше поклянутся распространять всеми силами христианство и учредить у себя в стране архиепископство. А Крест пусть хранится там, где покоится святой Олав конунг, и пусть собирается десятина, и пусть он сам тоже ее платит".

Прекрасно, Сигурд привез из Иерусалима Животворящий Крест. А к такому Кресту просто обязательно полагается Венец (тем более, что Крест дают крестоносцы, о которых мы точно знаем, что они в 13 в. использовали Терновый Венец как инсигнию). Тем более наставление, которое патриарх и Балдуин дают Сигурду - распространять христианство и учредить архиепископство - это просто наставление при дарении инсигний власти. Наш Венец просто должен был оказаться в числе святынь, о которых говорит сага. Смотрим дальше.

Сигурд не исполнил клятвы и поместил Крест (и, надо полагать, прочие святыни) в Конунгхелле. Дальше "Сага о Магнусе Слепом и Харальде Гилли" повествует, что пять лет спустя после смерти Сигурда управителем Конунгхелла был некто Симон (Сэмунд Хозяйка), надо полагать, родственник Сигурда (на такие должности, надо думать, назначались родичи правителя). Далее сага детально описывает взятие и полное разграбление Конунгхелла вендами, случившееся через пять лет после смерти Сигурда:

"Они взяли все добро, которое было в крепости. Они пошли в Церковь Креста и ограбили ее и захватили все ее убранство. Они взяли святой крест и увезли с собой. Они взяли также престол, который стоял перед алтарем и который был изготовлен Сигурду конунгу в Стране Греков и привезен им оттуда. Они, однако, оставили его на ступенях перед алтарем. Затем они вышли из церкви.<...> Реттибур конунг дал Андреасу священнику церковь, ковчег, святой крест, пленарий и четырех священнослужителей. Но язычники сожгли церковь и все дома, которые были в крепости. Однако огонь, который они зажгли в церкви, дважды потухал. Тогда они прорубили сверху церковь. Тут она вся запылала внутри и сгорела, как другие дома. Андреас священник и его люди попали на корабль конунга, и с ними был святой крест. <...> Андреас священник пошел с крестом ночью в Сольбьяргир, и были буря и ливень. Андреас отдал крест на хранение в надежные руки". Т.е. вскоре после смерти Сигурда Конунгхелл был полностью разрушен, его управитель Симон Хозяйка пропадает из виду, а Крест исчезает в неизвестном направлении. С другой стороны имеем рассказ нашего Патерика о том, что какой-то Шимон, родственник конунга, путешествующего на Восток, бежал из Скандинавии с королевской инсигнией - Венцом с Креста. Похоже на то, что Шимон и Симон Хозяйка - это одно и то же лицо.

В итоге, я предполагаю, что Шимон - это Сэмунд Хозяйка, родственник (фриянд) Сигурда Крестоносца (Африкана), бежавший после разрушения Конунгхелла на Русь вместе с некоторыми святынями из конунгхелловской Церкви Креста (с Венецом, привезенным Сигурдом из Иерусалима).

То, что Шимон по Патерику жил во времена Ярослава - это нормально. Время Ярослава для агиографических источников - это нормативное время, когда на Русь бегут норвежские конунги.

А вот связь Шимона с основанием Успенской церкви и с Феодосием Печерским требуется объяснять особо.

Кроме того, описанное в Патерике Распятие Африкана, конечно, сильно напоминает Распятие Гуттхорма(1051г.), что выбрасывает нас совсем в другую плоскость. (http://hgr.livejournal.com/665667.html).

Но

1)такие Распятия были на Западе в изобилии, об этом говориться и в самом Патерике,

2)частица Креста, привезенная Сигурдом должна была быть вделана в какое-то большое Распятие - так обычно поступали в подобных случаях,

3)нельзя исключать, что само Распятие Гуттхорма Сигурд перевез в Конунгхелл.


Якун Слепой - Магнус Сигурдсон

Соотносить все вышесказанное о Сэмунде Хозяйке с русскими реалиями будем потом (я уже приблизительно придумал как), а пока продолжим. У нас есть еще одно совпадение.

Разрушение Конунгхелла, о котором я писал, происходит на фоне борьбы между сыновьями Сигурда Крестоносца -Магнусом Слепым и Харальдом Гилли. Причем управители Конунгхелла - это сторонники Харальда и враги Магнуса. После поражения от Магнуса Слепого в битве при Фюрилейве 9 августа 1134 г. Харальд Гилли бежит в Данию к конунгу Эйрику Эмуну (1134-1137), женатому на бывшей супруге Сигурда Крестоносца - русской княгине Малмфрид, дочери Мстислава Великого. Возвращаясь с войском из Дании Харальд, прежде всего, идет в Конунгхелл, где его принимают как своего. В общем, разрушение Конунгхелла вендами - это, судя по всему, действия сторонников Магнуса Слепого против сторонников Харальда Гилли (управителей Конунгхелла). Т.е. Сэмунд Хозяйка бежит от Магнуса Слепого. Совершенно естественно выглядит бегство Сэмунда на Русь - о том, что на Конунгхелл движится войско вендов жителей Конунгхелла предупреждает все тот же датский конунг Эйрик Эмун, союзник русских. Именно время правления Эйрика Эмуна Дж. Линд считает временем интенсификации русско-скандинавских отношений и временем проникновения на Русь почитания западных святых, известных по знаменитой молитве, опубликованной А.С. Архангельским в 1884 г.

Таким образом, имеем Симона, родственника Сигурда Крестоносца, который бежит от Магнуса Слепого. На русской почтве Магнус становиться Хаконом - как это происходит объснил о. Григорий (http://hgr.livejournal.com/671461.html): Хакон - это имя демонического персонажа, от которого на Русь бежит норвежский конунг из рода Инглингов. Магнус Слепой, конечно, не брат Африкана (Сигурда Крестоносца), а сын, но это издержки жанра (когда пишутся агиографические документы такие тонкости не существенны, тем более, когда все перепуталось и даже появился Фриянд, как имя собственное).

Итак, Хакон Слепой должен сначала появиться в истории Симона, а потом уже Хакон времен Ярослава (Эймунд, герой "Пряди о Эймунде") тоже по аналогии стал Слепым, как написано в Повести Временных Лет (что полностью противоречит Пряди, по которой Эйрик был совсем не слеп). Теперь осталось самое существенное - соотнести все это с оставшимися данными Патерика

THULE - SARMATIA
The East European Metapolitical Association of New Right International

A HAIL TO THE GODS OF CREATION !
A HAIL TO THE KING OF THE WORLD !
A HAIL TO THE METAL INVASION !
A HEAVENLY KINGDOM ON EARTH !
"Freedom Call"



© Mesogaia-Sarmatia, 2005-2006
goutsoullac@rambler.ru

GROUPS.YAHOO.COM/GROUP/THULE-SARMATIA
WWW.LIVEJOURNAL.COM/COMMUNITY/MESOGAIA-SARMAT
WWW.LIVEJOURNAL.COM/COMMUNITY/UA_NAZIONALISM
Rated by MyTOP

hitua


ГРЯДЕ АВАТАРА ОСТАННІХ СУРМ !
A HAIL TO THE FORTHCOMING HELGI AVATAR OF LAST TRUMPETS !
Das Kriegsgefolge "Die Offiziere des Dharmas"
SCHWARZ FRONT
THE BROTHERHOOD OF BRIGADES OF THE EUROPEAN
RECONQUISTA