www.mesogaia-sarmatia.narod.ru
МИФ
КАК УТЕШАЮЩИЙ ОРИЕНТИР
Упадок интереса к какой-либо идеологии
- это только верхнее изменение содержания современного общества. В реальности,
представить себе государственную систему без идеологии - означает представить
общество без конфликта и народ без надежды. Это явление невозможно. Не
иметь никакой идеологии - это тоже идеология.
Да, идеология ныне перестала быть определяющим показателем для общественного
сознания. Но её место сейчас вновь занял миф как утешающие-очищающий
ориентир.
Если греки утешались-очищались, "катарсировали" в театре, наблюдая коллизии
мифических деяний, а древние римляне - в колизеях, наблюдая космогонические
гладиаторские бои между группами "цивилизированных" и "варваров", то для
современного человека такой ареной стало телевидение, где мифологические
сюжеты разыгрываются носителями архетипов современной цивилизаии -
Добро, Зло, Непобедимый Герой, Галантный Рыцарь. Изменница-Любимая, верный
Друг, Чудак-Учёный и т.д.
Также, если идеология сначала абстрактно
проектирует определенные общественные формы, а потом пытается "втиснуть"
их в реальность, то миф, наоборот, рождается в сфере конкретно-чувственных
представлений и только затем рождается как идея - "атомарное абстрактное
представление". Т.е. идея ростет не из атома к универсуму, а наоборот
- универсум сжимается к сингулярной точке - "атома сердца", или, если
принимать терминологию восточной традиции, к "точке в сердце". Миф активирует
неиндивидуальные формы психической жизни, рождает явления массовой культуры,
массовое сознание.
Но не следует забывать, что все "качественно новое" всегда рождается
в сфере неканонического, маргинального, сначала непринятого. Поэтому
"новые правые" с интересом наблюдают за апофеозом современной массовой
культуры - "поп-музыке". Кстати, Сергей Кара-Мурза как-то заметил, что
для нашей молодёжи, не понимающей языка, рок- и поп-песни - только дивные,
чарующие звуки, полные чувственности. Образы, которые этой музыкой рождаются,
являются в нашем воображен6ии, мы их домысливаем из подручного родного
этнического материала. Эта музыка - шаманство, "дионисийство",
а совсем не попса, как для американского тинейджера. Именно шаман является
творцом новых мифов, он приносит их "оттуда" как определенные "откровения".
Другая вещь то, что шаманство - это явление несколько духовно еретическое
в отношении к существующей традиции. Но возможно, что ошибки на пути поиска
Традиции более приятны Сущему, а не тупая крушащая злоба материализма.
(c) Олег
Гуцуляк
|