удельное княжество в статусе de jure в составе РФ и в границахдействующего
законодательства.
ТЕЛАДИМ
варианты:
Телядим, Тилдем, С’Тялдем, Тяльдим, Тялдимская Мордва.
http://vkontakte.ru/club1495643
- княжество; точнее – беляк, или
бейлик. Оно возникло, видимо,
в XV столетии и существовало на протяжении всего XVI столетия.
Окончание
–дим, -дем, - дом в угро-финских языках является принадлежностью гидронимов.
Слово «дем» – очень древнее, возможно, унаследованное поволжскими
угро-финнами от еще более древних народов. Оно чаще применялось по
отношению к рекам и ручьям, но могло обозначать любой объект, так
или иначе связанный с водой.
Есть следующие
упоминания в русских источниках XVI столетия о княжестве
Теладим.
Первое: в Духовном завещании Иоанна III, Великого Князя Московского, Государя Всея Руси, от 1504 года: « Да Князи Мордовские все с своими отчинами сыну ж моему Василию ... Тедядимские Мордвы ...».
Второе: в Грамоте Царя Иоанна IV Грозного от 1534 года упомянуто, что князь Енгалыч-мурза сын Бедишев владеет беляком С-Телдема.
Третье: Писцовая книга Мещерина Морозова, от 7073 (1565) года.
« мордва Тялдемская, князь над ними Янглыч Бедишев, ясаку дают племяннику его (?) Богдану мурзе Янглычеву сыну князь Бедишева семь рублев с полтиною...».
Четвертое: Грамота Царя Иоанна IV Грозного, писанная в Москве от 28 марта 7088 (1580) года: «Ишей-мурза Бедишев пожалован имать ему отца своего ясаку с С-Тялдемския Мордвы, что по реке по Мокше за князем Янглычем Бедишевым...и сестру свою кормити». Отец его, Богдан-мурза Енгалычев, взят в плен «на поле Крымскими людьми».
В научных трудах видимо, первым упомянул это наименование - Павел
Мельников-Печерский: в трактате «Очерки Мордвы» (1876) : «
На берегу
Мокши был городок Стельдема, где владели мурзы из роду Бедишевых».
С этого времени изредка в исторических трудах упоминается о существовании
этого малого государства. Но не известно ни одной попытки уточнить
и проследить его судьбу.
Следует заметить также, что Теладим - проект не только виртуальный.
Существует
колония, именуемая Новый Теладим, - с июня 2007го,
на севере Самарской области (с. Смольково Исаклинского района).
Так что отныне есть территория - около 1 га, а в аренде и самозахвате,
с населением в составе трёх вполне осязаемых человек, - где велико-сарматская
идеология доминирует.
Что касается герба - то это уникальное явление.
Герб кн. Енгалычевых
является модификацией древней тамги - орла или сокола - которой пользовались
западные Чингизиды еще в XIII веке. Впервые именно это изображение
зафиксирован в XV веке как печать, которой пользвоался Андрей Васильевич,
князь Вологодский, брат великого князя Иоанна III. Я думаю, что это
была печатка, которую в Вологду привез Мячко, старший боярин князя
Андрея, - он был сыном выходца из Ирана, из род царей Тавризских,
то есть - из
Хулагуидов-Чингизидов. В известной публикации
Тройницкого князь Александр Иванович Енгалычев в 1798 году прямо писал,
что герб этот сохраняется в семье с самых древних времен и свидетельствует
от происхождении от царей Астраханских, то есть - ханов Золотой Орды.
При всем этом я не хочу никак делить Енгалычевых на князей и не князей,
- мне всегда было жаль, что в России не укоренилась кельтская клановая
система, когда клан втяигивал в себя разных людей, не только родичей
по крови - и давал им, если они оказывались достойными, и герб, и
имя, и вполне ощутимую опору в жизни. Мне бы хотелось, чтобы все Енглычевы.
в равной стпени - потомки княжеских и крестьянских фамилий, русские,
теменнэры, мишари, эрзя и мокша, татары и тефтэры - соединились под
одним гербом, и
земли наши родовые -Теладим в Рязанской области
и Пияндим в Ульяновской - вполне могут стать общим достоянием.
Теладим - это не попытка сотворения собственной державы (я и именуюсь
не князем, а временным хрантелем престола) -
это проект создания
микро-парка, историко-культурного заповедника, - для чего я решил
применить методы провокационные, вовлечь как можно больше людей и
сообществ в полемику, вызвать на себя огонь, если угодно.
Кирилл Серебреницкий -
глава княжеского дома младшей Боудановой и Уразаевой ветви, временный
хранитель княжеского престола